.1. Если общество не позволяет сконцентрироваться на Кришне, тогда оно бесполезно для бхакты. Если он не может его пробудить в Кришна-бхакти, оно вдвойне бесполезно, т.к. он не на своём месте, в иллюзии слуги мира. Общаясь с глухими последователями, человек оскверняется и теряет концентрацию на Кришне. Поэтому, мукта-сангасья - джаяте. Кришна-катха - залог освобождения от ненужного мирского общения. Лишние люди сами отвратятся от этого, воспевая свои религии благостной чёрствости.
«Так, утвердившись в гуне беспримесной благости, человек, чей ум оживлен соприкосновением с Кришна-бхакти, обретает позитивное научное знание о личности бога на стадии освобождения от любого материального общения.»
эвам прасанна-манасо бхагавад-бхакти-йогатах
бхагават-таттва-виджнанам мукта-сангасйа джайате
Любовное служение, бхакти, трансцендентно к гунам природы. Оно может быть похоже на страсть или невежество, но это - духовная энергия. Например, гопи желают Кришну своим возлюбленным. Это - гуна страсти, но в соприкосновении с Кришной она становится духовной.
.4. Яшода бывает негативно настроена, чтобы наказать Кришну за проделки. Это - невежество. Но в соприкосновении с Кришной это духовно, становится его лилой, развлечением. Нужно смотреть чему служат эти проявления. Если связи с Кришной, то это - проявления чистой бхакти, даже если это кажется самыми отвратительными поступками. Об этом Кришна и говорил в Бхагавад Гите. "Даже если человек совершает самые отвратительные поступки, занимаясь чистым Кришна-бхакти, его нужно считать праведником, т.к. это - верный путь." Т.к. Кришна всеблаг, даже наказывая его, Яшода получает милость. Но сознающие его качества всевышнего, несомненно, скованы благостью и не могут продвигаться в чистой любви к нему.
.5. Главное добиться пробуждения чувств, прасанна-манасо, Кришна-бхакти. Если обычное Кришна-бхакти не помогает, то нужно принять нечто более действенное, спонтанное Кришна-бхакти. Пробужденный ум принимает реализованное знание, опыт действенности Кришна-бхакти, вигьянам. Мукта-сангасья-джаяте - человек поднимается над мирским обществом, не принимает в его жизни никакого участия. Он становится независим от общения только тогда, когда общается с Кришной. Если мы не общаемся с Кришной, нам чего-то недостаёт и наш ум не пробуждается, не становится прасанна-манасо. Нужны всякие мирские эпизоды, чтобы восполнить недостаток. Но когда человек добивается расположения Кришны и погружён в любовное служение, ему не приходится себя подпитывать никакими дозами мирского общения. Он не дичает, как дикари в джунглях. Кришна-бхакта не остаётся один. Наоборот, освободившись от любого материального общения, иначе говоря, любого общества, где не прославляется Кришна избранным возлюбленным каждого, где этому препятствуют, он обретает устойчивое общение с Кришной самостоятельно, и сконцентрированный на этом, пробуждается.