.1. Несомненно, важно, чтобы старший Кришна-бхакта, помогающий нам, благословлял нас и был позитивно настроен. Кто-то должен верить в ученика, иначе он ничего не добьётся. Не захочет проявить себя. Не будет ради кого и ради чего. Вера поспособствует. Воспевающий славу Кришны должен подбадривать, но не как ныне принято у гуру, измываясь над недостатками учеников.
«Секрет успеха в духовной жизни заключается в том, чтобы доставить удовлетворение духовному учителю, и таким образом можно получить его искренние благословения. Шрила Вишванатха Чакраварти тхакур воспел духовного учителя в своих знаменитых восьми строфах: "Я в глубоком почтении склоняюсь к лотосным стопам моего духовного учителя. Доставить удовольствие личности бога можно, только удовлетворив своего духовного учителя. Если же он недоволен, ученик, идущий путем духовного осознания, терпит крах". Следовательно, чрезвычайно важно, чтобы ученик был послушным и безоговорочно подчинялся истинному духовному учителю. Шрила Сута госвами как ученик удовлетворял всем этим требованиям, поэтому его сведущие, осознавшие себя духовные учителя, среди которых были Шрила Вьясадева и другие, сполна одарили его своей милостью. Мудрецы Наимишараньи были уверены, что Шрила Сута госвами - истинный духовный учитель, и потому жаждали услышать его.»
.3. Не смотря на эту важность, положение гуру не столь абсолютно в духовной жизни, как навязывается. Порой гуру нехотя сковывает ученика, который ему не подходит и просто всё разрушает в его духовной жизни, нанося вайшнава апарадху. Люди обычно думают, что гуру наносится апарадха, если есть нестыковка, но мало кто понимает, что и ученику наносится апарадха, когда его пытаются эксплуатировать. В такой связке духовная жизнь обоих бывает разрушена, подкрепляемая упрямой догматикой, которой так называемый ачария должен прививать своим последователям.
.4. Несомненно, только довольный нами гуру может поделиться важными секретами Кришна-бхакти, но он же может и задушить своей заботой. Например, Шукрачария был излишне требователен к Бали махараджу и тот отказался от гуру в пользу Ваманадевы, в пользу вышестоящего. Это - проблемы гуру, если тот становится на этом пути между учеником и всепривлекающим, загораживая доступ и пресекая желание служить богу лично.
.5. Всевышний подобен корню всех вдохновителей и если гуру проповедуют удовлетворения друг друга вместо удовлетворения бога, то это - отсохшие гуру, подобные Шукрачарии. В чём-то они правы, но никак не в персонализме. Эта позиция, что если гуру не доволен то и бога не удовлетворить - чисто имперсональная теория из зависти к верховному положению бога. Даже без служения гуру, милость Кришны может прийти к человеку поскольку тот – его вечная частичка. Достаточно услышать о нём, как это может удовлетворить всерадующего. А что касается гуру, то подчас его удовлетворить, слушая о Кришне, невозможно, т.к. он лично ничего не наваривает на этом деле. Бхактисиддханта так и говорит: «Если вы проповедовали и не привели человека к нам, то вы зря проповедовали.» Что ему с того, что люди послушают и ничего не отдадут за это, ни денег, ни себя? При этом он лихо орудует догматикой, чтобы манипулировать в свою пользу учениками. Такое общество чуждо вайшнаву, подобному Бали махарадже. Он хоть и выходец из демонов, но толк в Кришна-бхакти понимает получше всяких полубогов и гуру.
.6. Первейшая обязанность истинного учителя Кришна-бхакти - привязать ученика к Кришне. Всякие требования до этого момента, не происходящие сами из привязанности - просто мирские мотивы, не затрагивающие духовно нашу сущность. Искусственным способом невозможно развить любовь к богу. Это всегда личный контакт с ним и попытка пойти наперекор старшим, завистникам на этом пути.
.7. Старшие всегда склонны считать нас желторотыми школьниками. Это - естественная обусловленность. У меня нет никакого почтения к подобной теории, где стараются убить личное мнение молодого человека и заставить слепо повиноваться системе, сами не зная, что из этого получится.
.8. Что касается знаменитых молитв Гурваштаки, то там в каждом тексте описывается, как учитель сам погружён в именно Кришна-бхакти, а не философствование и занимает в таком же поклонении своих учеников. Таких удовлетворить можно, не отвлекаясь от Кришны. Он не занимает учеников в служении себе. Он этой близостью к Хари, прозрачностью, заслуживает всё уважение. А удовлетворить того, кто свои чувства превратил в идола для бхакт, невозможно.
.9. Как правило, гуру, вообще не понимают, что значит быть вдохновителями. Они думают, что это даст им власть над учениками и требуют незаслуженного выражения почтения себе словесными, устрашающими в апарадхах утверждениями. Они - просто имперсоналисты или демоны в одеждах садху. Равана занимался тем же самым, что и они. Он принял форму садху, чтобы похитить у Рамы его энергию бхакти, Ситу. Вот, гуру именно такие. Равана апи Сита чора.
.10. Говорится, что слушать имперсональные теории очень опасно для бхакты, но Сута госвами прослушал все возможные теории и был способен парировать их. Более того, он стал ачарией. Значит, не так страшен чёрт, как его малюют, если у тебя есть такая способность вести спор. Подобного же рода мудрец оказался учителем Уддхавы - Майтрейя муни. Тоже искушённый во всём. Кришна сам отправил своего близкого бхакту к нему, хотя тот не имел опыта личного общения с Кришной. Эта ситуация поразительна. Так примерно и получается, что гуру - не самое высокое положение. Бывает, что ученики спасают своих гуру от заблуждений. Они не абсолютны. Абсолютен лишь бог. Так что в этой системе нужно установить равенство. На это ещё Рамануджа обращал внимание. Он говорил: "Если все мы – брахмаджиотти, трансцендентный дух, то почему бы гуру тоже не выражать почтение ученику?" Хороший ученик - это точно такая же милость Кришны, как хороший гуру.
.11. Сута госвами был способным учеником философов монистов и помыкание им означало помыкание и тем Сутой, которому в будущем бы кланялись мудрецы Наимишараньи. Учителя, помыкающие своими учениками несомненно ставят себя в будущем в неловкое положение. Они словно пытаются разбить сосуд, перед тем, как налить в него знания. И, как правило, такая ненависть старших не проходит бесследно и трещины дают о себе знать потом следующему поколению.
.12. Поэтому, нужно внимательно выбирать воспевающего славу Кришны и никогда не давать ему повода командовать. Лишь смиренно просить, если удаётся донести понимание. Дурацкий опыт командного и придирчивого гуру я получил сполна и знаю, куда это ведёт. В школе, когда преподаватель недолюбливала меня, я стал плохо учиться. Но когда мои родители заступились за меня и преподаватель стала проявлять милость к моим незначительным успехам и ободрять, я стал успевать и подтянулся. Поэтому, не правы те гуру, которые проповедуют методом догматического недовольства учениками. Они ничего не добиваются в дальнейшем от своих учеников.