.1. То, что воспринимается, как любовь проявляется в виде дорожания объектом любви. А именно в поклонении, в служении, в родительстве, в дружбе и супружестве. Когда же объект любви не столь дорог, проявляются иные чувства. Это гнев, сарказм, рыцарство, страх и прочие.
«Совокупность этих бхав называется любовью. Любовь проявляется в первую очередь в поклонении, служении, родительской привязанности, дружбе и супружеской любви. Когда же эти пять видов проявлений отсутствуют, любовь косвенно выражается в виде гнева, удивления, смеха, рыцарства, страха, потрясения и так далее. Например, бхава любви мужчины к женщине называется супружеской любовью. Но когда эти любовные отношения нарушаются, могут возникнуть удивление, гнев, потрясение и даже ужас.»
.3. Прабхупада описывает кульминацию отношений между мужчиной и женщиной. Вначале они могут сильно любить друг друга, но нарушив свои отношения, они впадают в ненависть. Нам лучше избегать подобного нарушения своего нормального проявления любви. Заметив признаки сарказма или гнева, страха или соперничества, лучше переключиться на то, к чему мы можем сохранять нормальные чувства и не культивировать в себе наслаждение подобного рода, ведь это порождает взаимную нелицеприятную энергию. Хотите ли вы, чтобы к вам возвращался сарказм и гнев? Мы скорее хотим, чтобы к нам возвращалась любовь.
.4. Это - наш выбор. Сделав его сейчас, мы получим в следующем существовании то, чего хотели и с чем ярче всего сталкивались. Житие в постоянном страхе, гневе или потрясении - не лучшее, что нужно. Следует стремится к простой жизни, в которой будет много места для выражения почтения, служения, дружбы, родительской заботы и особенно супружеской нежности. Именно эти качества жизни, если они направлены на вечного возлюбленного, Кришну, составляют знание. Став на этот путь, нечего более постигать. Нужно лишь любить. А эта склонность в нас есть. Её нужно очистить от налёта извращённых проявлений чувств и просто счастливо любить.
.5. В движении Прабхупады принято блокировать естественные стремления людей культивировать в себе главные пять бхав, как в мирских отношениях, так и в духовных. Т.е. хотя вроде призывается к тому, чтобы занять ум возвышенными чувствами к Кришне, на поверку это строго запрещается т.к. оказывается это – скверная сахаджия, если ты не уничтожил в себе все желания, т.е. фактически чувственно не окислился. Когда люди пытаются изучить строгий опыт окисления чувств, они сталкиваются с неспособностью не то чтобы ощутить духовную сладость, но и вообще дотронуться до неё, чувствуя себя совершенно кисло. Оправдывая это явление, Рупа госвами ссылался на духовную желтуху и если продолжать принимать сладости вопреки этому, то такая желтуха должна пройти. Однако, этого не происходит когда вместо сахара прописана лимонная кислота. Люди думают, поедая лимонную кислоту, что вот-вот и она покажется им сахаром, но даже полностью убив вкусовые рецепторы им не удастся извлечь из неё сладость. Из окисления чувств извлекается только кислость.
.6. Нам дано тело для самоосознания, но извращая свои возможности чувств, мы просто дичаем и лишаемся возможности постичь чистые духовные чувства. Это факт. Как с этим можно спорить? Если ребёнка воспитывают животные, он уже не может стать человеком. Потому что тот, кто о нём заботится - животное. Оно станет его культом гуру. Это ограничит его возможности проявления человека. Разве у такого будет человеческая речь? Будет ли у него культура? Это только в у Киплинга Маугли казался более менее человекоподобным. На самом же деле, сделать из такого обезьяноподобного человека - шансов нет.
.7. Те, с кем мы общаемся, соответственно являются естественными нашими гуру в плане обмена качествами, хотя мы называем это иначе, просто общение. Если, у нас открытое состояние диффузии или доверия к ним, их качества диффундируют к нам. Мы можем начать говорить как они, вести себя как они и даже выглядеть как они. Меня сильно поразило, когда я стал встречаться с учениками своего бывшего гуру. Они были глубоко диффундированными им. Среди них я чувствовал себя белой вороной, т.к. я научился программировать себя сам, видя явное непонимание моих возможностей всеми старшими бхактами. По книгам, которые мне нравились, и я в них мог погрузиться, я постигал нечто большее, чем то, что меня окружало и протестовал, как и сейчас против мирского идеализма, который принимают за идеал духовности.
.8. Эту диффузию двойственности мирских качеств я научился блокировать недоверием ещё с детства, живя в стрессовой среде, где отец пил и избивал нас, считая любую сентиментальность ересью. Когда я сделал алтарь Кришны, он порвал изображения.
.9. Интересно то, что теперь эта семейная мирская борьба происходит в религии. Только вместо него всякие гуру ратуют за меньшие сантименты в обществе. И не смотря на это, меньше их не становится. Сколько себя помню, не смотря ни на какие скандалы, которые с родни скандалам Джатилы во Вриндаване, пытавшейся препятствовать играм Кришны, лучше не становилось. Просто происходило всё более тайно и более агрессивно из-за этого. В мирском обществе люди так же борются за нравственность, в то время как сами остаются грубы и не в силах предложить ничего лучшего. Семьи часто живут в таком комплексе антисахаджии или античувственности и без всякого Кришна-бхакти. И эту мирскую склонность многие гуру переносят на духовную жизнь и в своей семье пытаются щепетильно ратовать за уничтожение всякого творчества и привязанностей, под предлогом борьбы с распущенностью. При этом сами занимаются сантиментами, когда приспичит. С этим противоречием я привык мириться ещё с детства. Теперь я вижу, как тоже самое происходит в религии.
.10. Брат начал спиваться, глядя на культ личности пьяного отца. Я же пошёл на радикальные меры, чтобы не сломаться и ушёл из дому в храм. К сожалению, через пять лет брахмачарии я понял, что в храме тоже не собираются воспитывать людей нормальными, там хотят воспитывать больных, раздражённых на человеческую природу людей, но зато чистых от всяких сантиментов.
.11. Я оставил исккон и поступил в институт на преподавателя математики. Один из преподов оказался крайне недоброжелателен ко мне. Мне показалось, что меня судят слишком строго за заочный предмет, который в требуемых нюансах явно мог знать только шантажировавший таким образом группу препод, где все списывали, в том числе и я. Но меня одного завалили за это.
.12. Я просчитал перспективу. С моим новаторским духом, в этой системе я, даже если и стану преподавателем, буду сожран старыми хрычами, чьи чувства уже атрофировались и они используют это, как религию. Пройдя по знакомым преподавателям, трудно было не заметить их недовольство как детьми, так и политикой образования, где они всё обязаны делать строго по указке и соответственно не быть заинтересованными в том, понимают ли их, откладывается ли что-то в сердцах учащихся. Конечно, были и исключительные учителя, которых не беспокоила эта система и они в глазах других были чудиками, а я их уважал. Именно к ним тянулось сердце, т.к. они были настоящими учёными, правдивыми, размышляющими, умеющими доносить мысли, уважающие личность учащегося. Такие преподаватели диффундировали во мне. И этот диффузионный слой примера таких людей, а так же художественных книг, которые я читал о рассудительных людях, не позволяли диффундировать со мной каким-то формалистам и рабам системы.
.13. Действительно, чудо, что живя среди алкоголизма и ненависти, я не начал пить, курить, издеваться над другими как мои старшие. Я жил в другом мире, формируемом хорошими книгами. Это было единственным выходом. Чудо то, что я не остался искконовской бессердечной марионеткой. За год президент храма превратил меня в свою правую руку в храме и сделал комендантом. Вы можете себе представить, что это за неблагодарная роль. Я вынужден был в угоду интересов президента достаточно жёстко требовать от бхакт дисциплины, хотя на самом деле я готов был простить им всё, лишь бы они служили Кришне. Читать книги не было времени и потому я потом поддался жестокости. Меня сбивала с толка авторитарность, доводимая так называемой божественной властью. Я видел как выгонялись из храма за неподчинение этой авторитарности другие и разумеется боялся, т.к. дома меня ждал тогда вариант похуже, где я не смог бы даже алтарь сохранить. Отец любил порвать и сломать то, что нравилось мне. Здесь же не ломали алтарь, но ломали человечность. Один за другим коллектив собранный бумом 90-92 годами, когда бхакты были особенно искренними и искрящимися счастьем, стали формализироваться и катапультироваться из общества бхакт. Тогда у меня не было времени размышлять над этим и я верил в то, во что мне приказывало верить руководство. Это теперь я понимаю, что руководству нужны были не люди, а рабы, о которых ныне никто и не вспоминает. Ради чего всё было, никто и не беспокоится. Читая переписку я вижу, что президент храма как не понимал какую боль он приносил другим, так и не понимает до сих пор, критикуя людей за самостоятельность и разнообразные духовные потребности. Особенно ему не нравится Кришна-катха, которая в его глазах отвлекает адептов от работы. Он - всё тот же стерилизатор душ.
.14. Когда я заметил, что мне мало доброты и тепла, рассудительности и покоя в такой среде, я отказался от управления делами в храме и стал пуджари. Это было единственное состояние там, позволяющее затворничество внутри этого коллектива. Я был занят целый день божествами и свободное время. Пару часов в день, я старался занять образованием и творчеством, которого мне так не хватало. Закончил техникум, увлёкся музыкой и стихами, драматургией, составив в стихах мюзикл по играм Кришны. Увлёкся скульптурой, поделками, астрологией, межконфессиональными диалогами. В общем, я нашёл нишу для саморазвития. И соответственно то, что я вкладывал в себя сам, словно лотос оберегало меня от храмовых скандалов и политики. Особенно божества. Они стали моим сердцем. Часто, когда скандалы между бхактами приводили меня в ужас, я просто бежал к Гаура Нитай и просто лежал в дандавате не в силах сдвинуться с места часами, пока не приходило время идти служить. Я считал, что лучше существовать так, чем видеть этот беспредел, когда старшие унижают младших за то, что они хотят расти людьми, а не рабами, так же как было у меня дома. Я старался быть другим изо всех сил. У меня было несколько таких же любознательных друзей, которые до сих пор со мной в хороших отношениях.
.15. Увидев, что меня в таком состоянии ничем не прошибить, я восстанавливаю независимость и по-прежнему отмежёван от помощи политике храма, президент против моей воли снова назначил меня комендантом и поставил ультиматум: «Или комендантом, или домой.». Я сильно был потрясён разлукой с божествами, по личному служению им, и буквально за пару дней принял решение в безвыходной ситуации вернуться домой, чтобы не травить душу, видя божеств, не в состоянии о них заботится, их прибежищем защищать сердце от грубостей в исккон. Каково же было моё удивление, что через неделю у меня появились свои божества. Я понял, что Кришна вытаскивает меня на самом деле. Вера моя укрепилась, я не потерял веру в божеств, не стал думать, что я не нужен богу и что его нету. Для меня он был живым и общительным. С тех пор, куда бы я не отправлялся, я был с божествами, возил их в дипломате, и за мной закрепилось выражение: божественная душа. Конечно, это было иронией надо мной. Никто по-настоящему не признавал ни божеств, ни меня. Этот джатилизм против непосредственной связи с Кришной был, есть и будет вечно основной идеологией в исккон. Но это – не Кришна-бхакти, а мирские соображения.
.16. Вот как извращались основы духовной деятельности в храме, навязывались представления:
Шанта, медитация на Кришну считается низшим занятием. Это просто кто-то делает вид медитации, а сам в тайне думает о женщинах. Таким образом дискредитирована шанта-бхава.
Дасья, служение самому Кришне не признаётся служением Кришне. Все стремятся стать слугами слуг самим себе. Так дискредитирована дасья.
Ватсалья, родителькое чувство к Кришне объявлено уделом только максимум одной женщины - Яшоды. Все остальные обязаны быть дасьями. Женщины, заводящие себе Гопалов, считаются сахаджанутыми. Так дискредитирована ватсалья.
Сакхья, дружба с Кришной, пребывает в плачевном состоянии, т.к. общество всё чаще расценивает дружбу, как потерю сексуальной ориентации. Так дискредитируется сакхья.
Мадхурья, супружеские отношения с Кришной фактически были лишь 5000 лет назад и как и все предыдущие поползновения признаются невозможными. И это при всём при том, что божества, прасад, Кришна-катха и имя считаются не отличными от бога. Всё равно личные отношения с Кришной не признаются в действительности в сумбурнологичном обществе странных бхакт-прабхупадистов.
.17. Когда я услышал от своего бывшего гуру, что мои божества со мной якобы не общаются, я понял, что у этого человека нет настоящей веры в божества, хотя он их устанавливает. Нужно быть очень формальным, чтобы думать, что пуджари не соприкасается с божествами. Всё его изучение писаний насмарку, если он так продешевляет этот опыт. В писаниях говорится, что тот, кто считает божество обычным камнем, а гуру обычным человеком... Хотя нет, лучше сказать не так для правильного понимания. Тот, кто считает камень своим божеством, а не сущность Кришны, обычного человека своим гуру, а не энергию Кришны, тот никогда не постигнет смысла писаний. Ведь в них всепривлекающий объявляет о своих личных отношениях с бхактами в процессе Кришна-бхакти. Он там описывает, как общается лично через божества, через образы Кришна-катхи и другие тождества.
.18. Точно так же, неверие в святое имя Кришны, проявляемое в необходимости превратить общение с ним в ритуал, является нама-апарадхой, убивающей вкус. Повторяя святое имя лишь для вида, в суете, но повторяя якобы правильно, люди уничтожают доверие святого имени им. И они поставили людей на этот путь ритуализма во имя очищения от грехов или исполнения обетов. Этот мотив является оскверняющим любовь искусственным пафосом.
.19. Что говорить о Кришна-катхе... Каждый ли способен вообще заинтересоваться ею? Эти люди бесконечно удачливы, если нашли время и достаточно духа, чтобы впитывать её. Бхагаватам провозглашает, что даже самый падший, окунувшись в нектар Кришна-катхи, мгновенно забывает всю зависть, вожделение и гнев, становясь праведником, хотя бы на время. Обычно, падшему человеку трудно сбросить покров своего проклятия, но Кришна-катха делает это очень быстро с любым. Кришна сказал об этом в Бхагавад-Гите: "Даже самый отвратительный человек очень быстро может достичь праведности, заняв себя чистым Кришна-бхакти." Кроме этих трёх процессов чистого Кришна-бхакти спасти нас от кризиса качеств некому на самом деле. Кришна Чайтанья приводил ещё два процесса. Это житие в святых местах и общение с Кришна-бхактами. Но это – не скорая помощь и даже бывает что наоборот, как оказывается в нашем случае.
.20. Исходя из выводов, которые можно заметить во втором фрагменте комментария, нарушенные любовные связи человека, чувства полноценного любовного взаимообмена с Кришной, провоцируют семь других бхав, а именно религиозные удивление, смех, гнев, потрясение и даже ужас. Это то, что происходит, как борьба с сахаджиями, сентименталистами. Просто это - люди лишённые некогда любви и доведённые до отвращения к ней. Это то, что возникает во мне, когда мою чувственную природу прессуют и пытаются лишить меня чувств к Кришне. Я начинаю подумывать, а не наброситься ли мне на их чувственное влечение к Кришне? Но это было бы уже апарадхой. Они не считаю нападки на мои чувства к Кришне апарадхой. Я знаю, что было бы апарадхой напасть на чувства к Кришне другого человека и не позволяю себе этого, а они позволяют. По крайней мере вайшнава апарадху я не буду в себе культивировать, как это делают в отношении сахаджий прабхупадисты. На чувственность я нападать не буду. Хватает других недостатков, таких как желание славы, денег и слуг. Эти желания – не бхакти и критиковать их, особенно когда те препятствуют бхакти – это долг честного человека.
.21. Когда я понял, что высшие бхавы искажаемы завистью на самом деле и потому запрещены, мне ничего не осталось, как наслаждаться бхавой гнева на прабхупадистов, а моим оппонентам предстоит наслаждаться бхавой потрясения и ужаса от этого. Вот к чему приводит пренебрежение потребностями в духовных на самом деле чувствах. Попытка избавиться от сахаджии повергнет общество в ненависть, что и происходит. Поскольку многие гуру хотят, аж млеют, наслаждаться косвенными бхавами, они унижают не только духовные чувства, но и материальные, заставляя и материалистов гневаться на них.
.22. Считая, например, женщин менее разумными или шудр или ещё как-то проявляя «ры-царственность» там, где можно было бы завоевать поддержку небольшой верой в людей, в результате против них оказывается ополчёнными матери, семьи, учёные, творческие люди, строители, бизнесмены, не говоря уже о религиозных стычках между братьями по вере. И всё это потому, что критика естественного развития природы и естественного развития отношений с богом, сделана религией, идеалом. Конечно, это занятие всегда будет востребовано, т.к. природа будет естественно развиваться и возможность ненавидеть это будет всегда. Эта «религия» будет вечной, но только в этом материальном мире, подальше от Кришны. На Кришналоке такой религии нет. Только в этом мире возможен такой неадекватный подход к любви.
.23. Мирской ненависти будет адекватный ответ духовной ненависти. Запрещая любовь, провозглашают борьбу, ужас и ненависть. Такова реальность.
.24. Если бы не было женщин, мужчины давно бы перебили друг друга. Наибольшие собрания мужчин – это армия. Пока им есть кого любить, своих женщин и семью, они сдерживают свой гнев. Но стоит у них отнять это право любить, как миру придёт конец. Религиозные монашеские сборища мужчин, особенно пуританского толка – это всегда деструктивные секты. Наибольшие разрушения мужчины сделали, когда религиозно запрещали общение с девушками, объединялись в свои скупые сборища. Т.е. агрессия исходила от девственников в религии. Это были самые фанатичные убийцы и мучители. В нашем случае Бхактисиддханта Сарасвати тхакур почти всегда был очень агрессивным и нетерпимым к чувственной деятельности других т.к. сохранял безбрачие.
.25. Анализируя то, как происходит столкновение любви и ненависти, я вижу достаточно простую геометрическую схему.
.26. Рисуем систему координат (Х,У) Ноль определяем, как состояние пустоты или безразличия. На оси (У) располагаем шкалу одухотворения (+) и материализации (-). На оси (Х) располагаем шкалу полноценной привязанности (+) и косвенной, т.е пренебрежения (-).
.27. На оси (У) будем считать баллы степенью одухотворённости или материализации. Хочу сказать, что одухотворение это достижение состояния сат-чит-ананда, вечности, мудрости и блаженства. А материализация наоборот, бренности, безумия и страданий. Это чтобы примерно представлять эту шкалу в качествах.
На оси (Х) примем следующие обозначения для шкалы:
-1х)милость
-2х)удивление
-3х)смех
-4х)потрясение
-5х)рыцарство
-6х)гнев
-7х)ужас
+1х)нейтралитет
+2х)служение
+3х)родительство
+4х)дружба
+5х)супружество
.28. Чтобы понять схему на рисунке придётся вспомнить основы математики, т.е. функции. Не думал, что это мне когда-нибудь пригодится. Оказывается, что в религии придётся создавать функции чувств.
.29. Прямая парабола симметричная относительно оси одухотворения (+У) имеет формулу у=х2. В нашем случае получается, что подставляя полноценные, положительные привязанности к духовному, мы получим луч параболы в положительной части системы координат, что будем считать абсолютным благом по законам математики. Подставляя косвенные привязанности или отрицательные, мы получим луч в смешанной части системы координат и будем считать это относительным благом. Людей этой категории мы будем называть прямопараболичными, т.е. чистыми Кришна-бхактами.
.30. Обратная парабола симметричная относительно оси материализации (-У) имеет формулу -у=х2. Т.е материализуясь во всё большей степени мы получаем либо полное страдание, безумие и бренность в отрицательной части системы координат (-Х,-У), либо относительное, в смешанной части (+Х,-У). Таких людей мы будем называть обратнопараболичными, т.е. полными материалистами.
.31. Такое категоричное определение этих функций обусловлено их чётностью. Для любого (х), (у) всегда положительный или всегда отрицательный.
.32. Эта функция чётная, но бывает либо положительная, либо отрицательная. Как бы мы должны для зачётности определить жить нам для отношений с богом или для мирских отношений, или бог или атеизм. С одной стороны нас зачтут в духовном обществе, а с другой в мирском. Трудно быть на половину. Что получается, если на половину, можно увидеть ниже.
.33. Не смотря на то, что люди в мирских отношениях живут лишь слабой надеждой на вечную любовь, ведь бренность отнимает её, это считается относительным благом, варнашрама-дхармой и имеет некоторую связь с относительным благом от смешанных чувств к богу (-Х,+У). Именно из-за смешанных чувств к богу, культивируя косвенные бхавы, часто и образуется вместо чётной параболы нечётная, в смешанных областях системы координат и люди предпочитают вместо развития отношений с богом строить варнашрама-отношения.
.34. Когда стало ясно, что чистые чувства к богу питать в исккон невозможно, начались повально заключаться супружеские браки, попытки строить бизнесс, вести хозяйство, менеджиировать и шудрить общество - попытки перевести всё в русло варнашрама-отношений. Так же, возможно и наоборот. Социально-восстребованный человек не мог бы себе позволить прямых чувств к богу на людях и потому вынужден принять в одухотворении лишь косвенные бхавы, такие как прошение милости, страх, смех и т.д.. Так левопараболизируются бхакты. Они идут по графику левосторонней параболы. Мирские отношения и косвенные бхавы взаимосвязаны. Так, например, оглядываясь на реакцию мирского общества на привязанных к бхавам рагануга-бхакт, практикующих прямые отношения с Кришной, такие левопараболизированные бхакты способны лишь на косвенные чувства привязанности к богу, проявляют рыцарство, насмешливость, презрение к богу и таким бхактам. Формула этой параболы у=-х3. Эта функция нечётна. Она создаёт трудности, как в духовности, так и в материализме бхавабхасой.
.35. Правасторонняя парабола символизирует полное разочарование в мирских отношениях из-за чего человек и решает устанавливать прямые отношения с богом. Это взаимосвязано. И наоборот, установившие эти отношения бхакты часто проявляют насмешливость и гнев на общество материалистов становясь правопараболизированными. Так и хочется сравнить с православными христианами. Там тоже этого добра борьбы с прелестями хватает.
.36. Не важно в какой религии или обществе, нечётная функция порождает гремучую смесь. Правых и левых можно угомонить лишь в том случае, если они все бхавы объединят в чётную функцию. Т.е. для любого (х) должен быть определённый точно по знаку принцип (У), либо мирской, либо духовный. Когда бхавы объединяют в нечётную функцию, иначе говоря, в смесь и путаницу, то возникает неизбежная борьба и лицемерие. Одни отрекаются, другие соблазняют. Вот такая математика.
.37. Глядя на график, можно определить пять теорем настроений эмоций:
1)Когда чувства сосредоточены на боге, это стабилизирует.
2)Когда чувства сосредоточены на материальном, это расшатывает.
3)Когда чувства нельзя использовать в духовном, они становятся материальными и стягивают вниз. Когда чувства нельзя использовать в материальном, они становятся духовными и возвышают. Когда возникает запрет в любой области, то люди приходят к пустоте.
4)Положительные отношения в миру, варнашрама, порождает только косвенные чувства к богу. Косвенные чувства к богу порождают лишь мирские интересы, варнашраму.
5)Отрицательные отношения в миру порождают положительные чувства к богу, сахаджию. Положительные чувства к богу встречают отрицательные отношения в миру.
.38. Итак, присмотревшись к моей жизни, которую я описал, можно увидеть, что отрицательные мирские отношения сделали меня сильно заинтересованным в положительных чувствах к богу. И чем более я встречаю отрицательные мнения об этих чувствах от мира, тем сильнее становится эта тяга. Такова формула. Т.е. борьба каких-то гуру с сахаджиями только усиливает в обществе это явление. Тем же, кто достаточно удачлив в мирской жизни, им неприемлемо погружаться в мистические переживания высоких чувств к богу. Они предпочитают косвенные и варнашрама-дхарму, что более всего ценит сообщество, от которого они могут черпать положительные бхавы.
.39. Помню, когда у меня была дружба, я забыл об отношениях с богом. Но как только мы разошлись, я сильнее погрузился в привязанность к божествам. Если бы я видел, что положительные бхавы можно поддерживать в миру, то было бы логично миновать прямых отношений с богом и просто проявлять косвенные изредка. Но я убедился множество раз, что это для меня невозможно. Поэтому я окунулся с головой в веру, что только Кришна может предоставить мне прибежище. Соприкосновение с мирскими отношениями теперь вызывает только косвенные проявления моих чувств.