.1. Такова была садхана Юдхиштхиры. Он выражал почтение старшим. Гуру-ванданая, означает выражение некоторого почтения старшим. Например, принести им поклон, поприветствовать добрым словом, позаботиться. Как ни странно, но не смотря на то, что Дхритараштра хотел их притеснить, Юдхиштхира приходил поклониться ему, как гуру, чувствуя долг за то, что вынужден был убить его потомков, которые незаконно занимали его трон. Бхакты часто надеются, что их заботой даже негодяй может стать лучше. И если тот не пытается хамить, он может ему прислуживать даже. В результате часто бывает, что бхакта выбирает своим гуру, старшим, какого-нибудь негодяя, который натворил немало бед, прежде чем угомониться, приодевшись в садху.
«Mахараджа Юдхиштхира, чей враг еще не родился, исполнил свои ежедневные утренние обязанности, вознеся молитвы, совершив огненное жертвоприношение богу солнца, выразив почтение брахманам и раздав им зерно, коров, земли и золото, и затем вошел во дворец, чтобы выразить почтение старшим. Однако он не нашел там ни дядьев, ни тети, дочери царя Субалы.»
.3. Очень часто бхакты принимают своим гуру человека лишь с целью облагородить его и дополнить, помочь миссии, испытывая сострадание, ватсалью. Так принимал лживого гуру я. Точно так же поступает Кришна, принимая гуру, ни сколько научиться, сколько позволить проявляться ватсалье, любви старшего к младшему, в которой испытывает потребность тот или иной бхакта.
.4. Принятие гуру Кришной отличается от обычного, как обычные люди делают, затем типа следуя ему. Кришна делает это ради любви бхакт, а не ради того, чтобы показать формальный пример ради власти последующих бесчувственных подражателей. Т.е. истинное принятие гуру – просто игра, когда великий бхакта или Кришна поклоняется менее значимым брахманам или мудрецам, вызывая в них добрые отцовские чувства, возвышая их. Служа ими Кришне или бхакте, такой «старший» очищается от присущей ему мании величия и расстройства по поводу отсутствия почитателей его миссии. Если такой «старший» обращает внимание на то, что стал объектом почтения более великих лишь по их милости, то в нём могут родиться подобная скромность. Наблюдая её в Кришне или бхактах, они могут избавиться от гордости быть гуру. Но если такой человек не понимает природу смирения бхакт или Кришны и в серьёз полагает, что бог или бхакта в невежестве, проявляя смирение перед ними, то он всё может потерять в результате хамства.
.5. Как Брахма ненадолго потерял своё царство, не поняв природу подчинения Кришны друзьям. Видя как те непочтительны к Кришне из-за дружбы, Брахма подумал, что он не бог, а иллюзия. Но Кришна показал, что это положение он принял ради любви к друзьям, при этом оставаясь непокоримым мистической иллюзии даже Брахмы. Т.е. Кришна не позволил измываться над высшими чувствами «старшему». Когда ватсалья сменяется на бибхатсу, потрясения, отношения старшего и ученика более не имеют смысла. Обычно Кришна почтителен к полубогам, старается им помочь править, показывая людям пример почтения к ним. Но когда они не понимают природу его смирения, он напоминает им о своём величии. Культивирование низших бхав пагубно для чистых отношений. Ученик может упреждать низшие отношения с гуру, если тот проявляет ханжество, подобное явленному Брахме пренебрежению. Высказывая сомнения, указывая на расхождения с писаниями, вплоть до поединка, что произошло с Бхишмой и Дроной. Гуру и ученик сражались в результате противоречия.
.6. Из любви к Кришне, бхакта, конечно, может связать несвязуемые вещи, людей бывших врагами. Благодаря его любви и заботе, они могут забыть о враждебности. Но стоит ли это того? Такой бхакта, как Юдхиштхира, выражал почтение Дхритараштре, некогда жаждавшего власти над всеми подданными, даже будучи слепым. К тому же Юдхиштхира чувствовал вину за то, что убил сто его сыновей. Это - не мало значимое соображение долга.
.7. Кришна сказал в конце Бхагавад Гиты оставить все виды долга и вручить себя ему, не выслуживаться ни перед кем ещё, касаемо долгов т.к. он – причина всех причин. Юдхиштхира не внял этому простому правилу корня всего живого. Он не послушал слов Кришны и стал заниматься праясчитой, искуплением, поклоняясь полубогам, брахманам и старшим, так накопив перед уходом некоторую благочестивую карму. Как это было тщетно, говорит продолжение рассказа, т.к. не смотря на всё почтение, Юдхиштхире показалось, что уходя, Дхритараштра так его и не простил. Это ощущение прощения должно исходить из самого корня, от Кришны, а не от зависимого листочка. Именно Кришна-бхакти само по себе рассеивает все кармические долги.
.8. Наше выражение почтения гуру, по сути, не действенно т.к. он не является корнем. Этот варнашрамический долг выражения почтения гуру является препятствием для чистого Кришна-бхакти, оставляя человека ни с чем. Помните? Вьясадева говорил, что следование ученичеству не принесло ему удовлетворения. Ни гуру не удовлетворишь, ни Кришну, тратя себя на иллюзию позиции гуру в качестве корня своей радости. Мы можем его слушать для вдохновения, но лить все свои усилия служить нужно на корень, на всевышнего именно таким образом удовлетворяя каждого нормального бхакту.
.9. Пытаться удовлетворять гуру вместо Кришны – это всё равно что нагружать его камнями гордости, тщеславия, мании величия. Ни Кришна, ни чистый бхакта не позволил бы дорогому ему бхакте такую нагрузку, в которой ему становится уже не до Кришны. Поэтому гуру и называют тяжёлыми, подразумевая, что как правило ученики не понимают этого принципа и концентрируются на гуру, вместо Кришны, нагружая гуру тщеславием. Им тяжело от того, что это раздувает их грех. Власть их портит.
.10. Если кланяться гуру, брахманам и огню от имени Кришны, раздавая милость от его имени, что не делает их гордыми, то это - служение Кришне. Но если это делает их гордыми собой и те начинают на основании милости пренебрегать друг другом, тогда служением Кришне является лишить их гордости. Милость Кришны часто бывает в том, что он забирает у бхакт всё и они посвящают после этого Кришне всё. И только с такой позиции возможно предоставлять настоящее удовлетворение друг другу. У бхакт должен быть только такой мотив выделения сока (прасада) Кришны другим. Он может просто рассеивать вокруг себя любовь к Кришне и для этого нужна непосредственная занятость в атмосфере общения с Кришной, а не некая практика гуру-вандана.
.11. Когда я был в исккон, мы по утрам пели гуру-вандана перед мурти Прабхупады. Мне не нравилось это т.к. для этого надо было повернуться к божествам спиной. Хотелось поскорее вернуться к пению Харе Кришна лицом к алтарю. Это было облегчением. С божествами я чувствовал связь, а с Прабхупадой было что-то не то. Я понимал, что пою диферамбы тому, кто не способен мне оказать милость. Так и вышло. Именно пользуясь учением Прабхупады об авторитарном положении гуру, другие всегда притесняли меня, пытаясь отвадить от выражения почтения Кришне. Поэтому я ушёл из исккон. Точно так же ушёл из других вайшнавских сект. Там мне не хватало Кришны. Если бы они были нормальными вайшнавами, связанными с Кришной, они бы радовались служению Кришне других. Эти же были способны только на зависть. Это от того, что я нагружал их своим почтением, как и многие другие. Возросшая гордость заслонила им Кришну. Чтобы принести им благо теперь, я должен разнести в щепки систему авторитарности гуру. Не жалеть их, а как Видура критиковать их зависимость от учеников-неофитов и заставить их потерять вкус к власти, как Видура Дхритараштру.