.1. Кунти просит разрубить узы её привязанностей к бхактам, которые являются её родственниками, но в царской суете отвлекают от созерцания Кришны. Она только что высказалась, что без Кришны её не радуют никакие отношения. Это естественно для чистых бхакт. Может показаться, что бхакты - просто ханжи. И в тоже время таково целомудрие любви. Испытывая острую разлуку с Кришной, они не могут быть особо полезны друг для друга.
«Поэтому, о бог вселенной, душа вселенной, олицетворение вселенской формы, разруби узел моей привязанности к родственникам - Пандавам и Вришни.»
.3. Можно понять эти слова Кунти только попытавшись сблизиться с какими-то бхактами. Максимум, через несколько лет, мы обнаружим, что эти отношения затмевают наши отношения с Кришной на столько, что мы не чувствуем доступа. Я всегда это ощущаю в обществе. Нередко из-за привязанности к обществу я игнорировал свою привязанность к Кришне и в результате оставался ни с чем. Именно поэтому я так уверенно говорю о том, что если мы хотим вечных отношений, нам нужно их ценить больше, чем отношения даже с бхактами, о чём говорит Кунти.
.4. Некоторые говорят, что Кунти не имела в виду бхакт. Она имела в виду родственников. Но в данном случае родственники – бхакты Кришны. Кунти не могла этого не знать. Так что глупо говорить, что Кунти могла согласиться на предлагаемую ныне альтернативу вместо Кришны, на некого гуру или общество бхакт.
.5. Если присмотреться, то мы заметим, что у каждого бхакты свои особенности, противопоставляющие себя вашей энергии бхакти довольно часто. Например, есть тенденция считать завоевания территорий - Кришна-бхакти. Это проявляется у кшатриев. А Пандавы были кшатриями. Кунти была женщиной, матерью, ей не интересны были все эти битвы. Она хотела, чтобы Кришна был её племянником просто, а не воином. А Пандавам требовался Кришна – политик. Такой Кришна политик был несколько чужд Кунти. С материнским чувством она думала о нём, как о сыне Яшоды. Общение с бхактами видящими в Кришне другого, доставляло ей боль на самом деле. Поэтому она и сказала, чтобы Кришна разрубил её узы с ними.
.6. Некоторые бхакты склонны видеть проявление чистой бхакти в отречении других. Когда они видят, что у человека нет сантиментов, что он живёт впроголодь в лесу, они с радостными возгласами объявляют его бхактой и принимают в общину, давая посвящение. Но для других бхакт и даже для самого Кришны Чайтаньи это не является признаком бхакти. Когда последователи Чайтаньи предложили ему оказать милость строгому брахмачари, он разгневался, сказав: «Разве аскезами можно получить милость Кришны? Уберите его с глаз долой!» Этот брахмачари вне себя от шока подумал: «Главное, что мне повезло просто увидеть Чайтанью. А дальше пусть я пойду хоть в ад.» Прочитав эти мысли, Чайтанья остановил его и принял. Понимаете? Можно не понравиться Кришне, следуя Ведам и понравиться просто благодарностью за милость, за какой-то сантимент.
.7. Хотя существуют тенденции следовать строго Ведам в кругу бхакт, они даже между собой не могут установить любовных отношений, не то, что с Кришной быть. Так их следование ничего не стоит и Кришна и другие самоосознавшие бхакты не хотят с ними общаться. Но напротив, мирские люди, просто будучи искренними, заслуживают порой больше милости Кришны и наслаждаются его прибежищем.
.8. Существует один оборот, чтобы опровергнуть это. Будучи брахмачари тот человек накопил достаточно благочестия, чтобы подумать искренне о боге. Поэтому, может, не стоит отказываться от этого? Люди применяющие этот оборот могут отстаивать и оправдывать свою привязанность к строгому следованию Ведам, посмеиваясь над удачливыми материалистами, которые получают беспричинную милость довольно часто просто так, спонтанно. Приходят в движение и уже ощущают экстаз без всяких аскез. Но у этих знатоков не хватает ума понять, что эти люди в прошлой жизни совершили все аскезы, чтобы сейчас быть искренними и чувствительными к тонким эмоциям бхакти. А у них при всей их последовательности нет не только понимания этого, но и своих искренних эмоций. Им ещё далеко до милости Кришны, судя по словам Кришны Чайтаньи на счёт того брахмачари.
.9. И вот именно к подобным пафосным бхактам испытывает неприязнь Кунти деви. Как женщина она имела в обществе невысокий авторитет в отношениях с богом. Она презирала этот патриархат, который в лучшем случае приводил к общению с Кришной во время войн. Мужчины вспоминали о боге лишь во время войны. А когда женщина думала о боге, как о родственнике, сыне Яшоды, они думали какая же она глупая женщина, сахаджия. Тут бог, война, а она о телячьих нежностях… Не стоит жалеть подобных противников женской бхакти. Я их называю прабхупадистами, согласно стремлению их лидеров быть богами, прабху, огрублять отношения ради престижа и носить титул прабхупада, махараджа и т.п.