.1. Духовная жизнь не зависит от того, в какой человек касте, религии и какого пола или даже гендера. Не важно даже, как человек называет свою высшую личность, которой он поклоняется, если есть любовь. Деятельность души трансцендентальна к этим именам и религиям. Главное - что производит эта деятельность с ней в плане ощущения умиротворения и любви. Эта любовь принимается Кришной, который говорит, что она принадлежит ему, хотя направлена не прямо на него. Поэтому, заботясь даже о животном возможно предлагать Кришне свою любовь. Это состояние именуется третьей стадией сахаджии. Т.е. не только почитая святых, в некой религиозной лишь атмосфере, возможно обращение к Кришне. Но для этого нужна любовь, а не некий формализм.
«Есть примеры и других великих бхакт Кришны, происходивших из различных общин, сект и каст. Единственным критерием Кришна считал уровень Кришна-бхакти конкретной личности. Его интересовала не внешняя оболочка человека, а душа и ее деятельность. Из этого мы должны понять, что вся миссионерская деятельность всевышнего была чисто духовной. Таким образом, движение Кришны Чайтаньи, или движение бхагавата-дхармы, не имеет ничего общего с мирской деятельностью: социологией, политикой, экономическим развитием и другими подобными сферами жизни. Шримад-Бхагаватам - это чисто трансцендентная потребность души.
.3. Если от увлечения деятельностью мы источаем любовь, то это – несомненно, духовное занятие в движении Кришны Чайтаньи. Если никто не привлекается на путь к богу тем, что мы источаем, непосредственно записанные в организацию Чайтаньи, то это - скорее всего внешние мирские манипуляции с неискренностью. Главное дать человеку какое-то божество и научить методу выражения почтения ему с любовью и искренностью, раскрыв его сердце. Если человек просто любит искренне кого-то, он совершенствуется в сознании Кришны. Проблема лишь в том, что если объект любви несовершенен, то можно разочароваться в любви и перестать любить. Сахаджие всегда есть у кого черпать силы любить.
.4. Метод общий для всех. Слушать, прославлять, помнить, молиться, выражать почтение, служить, церемонничать, дружить и посвятить всего себя. Все по-разному это делают, но методы и цели общие. Даже дети делают так с куклами. Взрослые же прославляют, кто Аллаха, а кто Христа, Шиву, Вишну, полубогов, гуру и т.д. Для начала любое выражение почтения пригодно т.к. это относится к одному и тому же высшему существу, как ни странно, вернее к одной пронизывающей всё энергии его могущества, поделённой на эти формы. Со временем мы это хорошо изучим. Пронизывающий всё, бог один, в имперсональном проявлении, и он отвечает на все молитвы кому угодно согласно нашей искренности и особенностям, принимая те или иные формы уже личностно.
.5. Такой подход к духовной жизни встречает сопротивление ортодоксов различных религий и оно естественно, т.к. им не выгодно иметь экуменизм, иметь дело с симбиозами во имя божества любви. На это понимание любви других у них нет вкуса, нет времени и качеств. Я уже объяснял, что их восприятие истины одномерно. Но Кришна Чайтанья смотрел на духовность именно многомерно. Он возвысил мусульманина в своей вере, принял имперсоналиста. Тогда он не видел христиан, но если бы они были рядом, то могли бы тоже претендовать на духовность с его точки зрения, вне рамок конфессий, просто обладая чистой любовью к своему божеству.
.6. Если человек поёт имя бога, это - высшее достижение служения божеству. На разных языках оно может быть разным, но суть высшего занятия в боге от этого не меняется. Вкладывая чувство любви, человек одухотворяется. Прославлять имя бога может только привязанный всей душой человек, т.е. способный к бхакти. И за это качество нужно хотя бы мысленно оказывать почтение другим конфессиям, у которых есть такие люди.
.7. Людям свойственно прессовать друг друга то из зависти, то из страха. Эту зависть и страх они называют религией и верой, а всех окружающих объявляют сектой по отношению к себе. Это - не ведёт к духовной жизни, к любви. Наоборот, подражает собачьей. Но человек способен на большее. Он может разглядеть общее в другом, не похожем на него. Духовно развитый человек видит всех равными по способности любить и потому не занимается политикой и социологией, разграничивающей всех на религии. Он занимается только главными потребностями души. И такие потребности - это любить высшее существо в той форме, которая является для неё наилучшей.