.1. Бхагавата состоит из двух слов - бхага и вата. Бхага, значит ресурсы. Приставка вата относится воздуху. Например, словом ватса называют телёнка, который сосёт вымя коровы. Бхага-вата символизирует того, кто потребляет бхагу, ресурсы. Обычно, бхага - это пять качеств, таких как богатство, сила, красота, мудрость и отрешённость от лишнего. Таким образом, бхагаван означает того, кто уже обладает всем этим, а бхагавата - того, кто это у бхагавана получает в качестве милости.
.2. Шримад Бхагаватам - не что иное, как прекраснейшее из добычи милости всепривлекающего. Бхагавата добывает милость Кришны. Милостью Кришны от становится мудр и отрешён. Милостью Кришны состоятелен и красив. Милостью Кришны обретает силу. Все эти вещи несомненно даруются в награду за Кришна-бхакти, но без него, если оно заканчивается неудачей. Человек рождается в семье богача или мудреца, красивым и сильным, способным не унывать. Таким образом, даже для несерьёзных людей такой способ поправить своё жалкое положение становится интересным. Но для серьёзных людей истинное богатство - сам Кришна. Поэтому, истинное значение слова бхагавата - добивающийся бхагавана.
«Здесь предлагается средство, с помощью которого можно устранить из сердца все, что мешает продвижению по пути самоосознания. Это средство - общение с бхагаватами. Есть два типа бхагават: книга "Бхагаватам" и бхакта бхагавата. Оба бхагаваты - действенные средства, и их обоих или каждого в отдельности вполне достаточно, чтобы устранить все препятствия. Бхакта бхагавата и книга "Бхагавата" фактически одно и то же, потому что бхакта бхагавата строит свою жизнь по книге "Бхагавате", изобилующей сведениями о личности бога и о его чистых бхакт, бхагаватах. Книга и личность бхагавата тождественны друг другу.»
.4. Утверждение о том, что личность бхагавата и бхагаван тождественны друг другу, вполне понятно, т.к. с уст такой личности часто проявляется Кришна-катха, слова Кришны. Тождество есть, но это не повод, чтобы заместить такой урезанной копией, искрой Кришны, полноценное общение с Кришной и никуда не двигаться. Даже Ананта-Шеша не берётся заместить собой Кришну, хотя может рассказывать о нём тысячами ртов. А тут говорится, что нет никакой разницы. Нельзя уровнять Кришну и бхакту по значению. Даже воплощения нельзя уровнять с Кришной по значению, если разобраться во вкусах. Но если они приводят нас к Кришне, то это околобожие оказывается реально тождественным.
.5. Если очень сильно хочется, приравнивайте что хотите к чему хотите, но мой выбор состоит в том, что Кришна, как субъект, уникален, и ничто не может его заменить и быть ему равнозначным, если это не приводит к нему.