.1. Есть какой-то бюджет, прожиточный минимум. Деньги, которые у нас есть должны быть разделены на то, что необходимо для жизни и то, что можно отложить в накопления. Вот, именно накопления, если они вообще есть, можно тратить свободно без риска для себя. Пятьдесят процентов из них советуется отдать на служение Кришне в своём доме, а пятьдесят процентов оставить в накоплениях.
«Большая часть наших денежных доходов (не менее пятидесяти процентов) должна тратиться на выполнение указаний Кришны.»
.3. Не нужно отказывать в предметах первой необходимости ради того, чтобы 50% всех денег отдавать. Это - не наставление Кришны. Кришна говорит в Гите, что мы должны соблюдать баланс во всём, иначе не сможем стать йогами. Можно пожертвовать Кришне и всё, и себя посвятить служению ему, но рано или поздно всё равно нужны какие-то личные сбережения. Так что не стоит пороть горячку и попадать в зависимость от других, не имея средств.
.4. Нужно время и спокойствие, чтобы читать о Кришне и служить ему, ни от кого не завися. Зависимость от других отнимает это время. Даже жизнь в храме потребует от человека постоянной работы, где может и не быть такой возможности, как ни странно. Усталость, шум и прочие сложности могут отобрать все возможности для того, чтобы сосредоточиться. Так что деньги для нас - это плата за спокойное Кришна-бхакти, за свою комнату, свой дом и маленький бхаджан-кутир. Это - тоже служение Кришне, т.к. вкладывает в его фундамент, в наше самочувствие.
.5. Один бхакта спросил Прабхупаду: «Как лучше, отдавать деньги, в храм или в семью?» Прабхупада сказал, что если можно в семье служить как в храме, то можно и не нести деньги в храм. Таков принцип. Если мы можем устроить почитание Кришны сами, то лучше это делать самим. Это даже внимательнее. В храме не всегда всё внимательно.
.6. Например, вам могут предложить купить прасад. Вообще, прасад – это милость бога. Тем не менее, ею торгуют т.к. люди мало порой жертвуют, а кормиться хотят все. Раздача прасада с таким отношением превращается в обычный бизнес, когда ты просто вынужден покупать милость. Следовательно, если у тебя много денег, то ты можешь купить больше милости. Меняется смысл прасада.
.7. Раньше это было очевидно. Люди могли позволить себе раздавать прасад в неограниченном количестве. Но сейчас исчезла и вера в то, что это несёт хоть какой-то духовный смысл. Лучше продавать прасад, ведь так хоть есть некоторая окупаемость. Ну и многие покупают.
.8. Некоторые тратят на это, питаясь в храме, как раз свои 50% дохода. Можно считать, что это и есть благотворительность, ведь делается прасад в храме на эти деньги. Миссия продолжается. Если вы дадите ещё сверх того, то вероятнее всего член общины на эти деньги поедет на экскурсию в Индию или будет куплена новая машина для нужд «храма». Как бы всё оправдано, но вы всё равно будете вынуждены покупать прасад, сколько бы вы сверх того не отдали. Точно так же, хотя вы можете пожертвовать храму десяток лет своего бескорыстного служения, не ждите, что вам будут оплачивать пенсию. Как только увидят, что вы стали старым, вас попросят убраться к родственникам доживать свой срок и выкручиваться как угодно.
.9. Благотворительность храма очень потребительская и не приносит никакого блага тем, кто жертвует. Кто нуждается, вынужден обманывать богатых. Вот и вся система. Так что я - сторонник того, чтобы мы все вкладывали сами в себя, в свои семьи, лишь иногда символично жертвуя в имперсональные сборища людей в храмах, просто покупая у них что-то полезное для семьи.
.10. Противники этого подхода возразят, что такая благотворительность в гуне страсти, когда ты ожидаешь отдачи от того, кому пожертвовал. Но я укажу на них самих, на продажу прасада. Не тоже ли это самое?