.1. Представление о том, что наслаждаться пятью проявлениями чистой любви и семью косвенными нужно именно с Кришной, заложено в шрути, писаниях, Ведах. Это не есть некая выдумка неких гордецов, возомнивших себя близкими спутниками Кришны. Нет. Это - наше положение. Истинное счастье возможно только в соприкосновении с первоисточником всех бхав, чьё сознание потому совершенно. Наше естественное положение, а именно совершенное любовное сосредоточение, проистекает из личного общения с Кришной или другим его воплощением, если оно вмещает наши бхавы. Освобождённое состояние, о котором говорится в этом фрагменте - это как раз такая позиция, когда человек больше не связывает себя даже с менее значительными воплощениями бога, в том числе другими живыми существами и просто утверждается в отношениях с ним лично. Прабхупада пишет, что это разумно, т.к. любовь по отношению к другим принимает извращённую, т.е. временную форму, гнева в конце концов. Отношения рвутся помимо нашей воли. Так и устроено, чтобы осознать целесообразность своих вечных любовных отношений именно с Кришной и ни с кем иным.
«Поэтому в шрути-мантрах, ведических гимнах, верховная личность бога называется "первоисточником всех бхав". Общаясь со всепривлекающим и находясь с ним во взаимоотношениях своей изначальной бхавы, живое существо обретает истинное счастье. Шрути-мантры указывают, что каждое живое существо имеет свое изначальное естественное положение с присущей ему определенной бхавой, которой оно обменивается с личностью бога. Изначальную бхаву в полной мере можно ощутить лишь в освобожденном состоянии. В материальном мире бхава принимает извращенную, временную форму. Поэтому бхавы материального мира проявляются в материальной форме раудры (гнева) и проч.»
.3. Противники любовных отношений с Кришной, прабхупадисты, могут возразить, что как же тогда всем между собой общаться? Без любви? На это хочется привести слова Бхактивинода тхакура, где он пишет в одном из стихов Шаранагати, что отвернулся от тех, кто не привязался к Кришне и не строит с ним отношений. Но он хочет заботится о тех, кто вручил себя Кришне. Т.е. в любви к Кришне проявляется и любовь к другим. Только во избежание мирского общения, могущего повлиять на чистую любовь, бхакта ограничивается проявлением чувств только по отношению к близким по духу бхактам. Этого вполне достаточно, т.к. мы - не бог и не можем по достоинству даже служить друг другу.
.4. Истинный повелитель и в тоже время служитель - сам Кришна. Нитьё нитьянам четанаш четананам - он вечно поддерживает все живые существа. Мы можем лишь содействовать ему в этом и стараться самим не считать себя благодетелем вместо него. Именно по милости Кришны возможны бескорыстные любовные отношения среди вайшнавов. Когда вайшнавы гордятся своей исключительностью, Кришна уходит и тогда всё общество сокрушается, как был прерван танец мадхурья-бхавы Кришны. Мы должны помнить этот случай, как доказательство того, что наша любовь друг к другу не может нас объединять. Лишь тогда, когда Кришна рядом и то, что его трогает, любовь Радхарани, проявляется в какой-то степени через кого-то действительно искреннего, тогда мы можем объединяться в общем хороводе.
.5. Материалисты думают, что проявления трогательных чувств целиком материальны и что у человека не могут проявляться некие духовные чувства, когда он любит. Точно так же думают некоторые гуру, обличая эмоции бхакт к Кришне, как материальные. На самом деле изначальные духовные чувства покрыты материей и становятся ясными только тогда, когда их посвящают Кришне или одухотворяют. От них не нужно избавляться. Так пытаются убедить людей только имперсоналисты. Но привязавшиеся к Кришне понимают, что покрытые грязью чувства нужно лишь омыть бхавами духовных отношений. По сути, не их функции являются грязными, а объект их приложения является временным. Функции чувств остаются такими же и в духовном мире. Там всё так же любят, как и здесь, но любят вечного возлюбленного.
.6. Очищение или освобождение, это не растворение чувств и всех вкусов, которые вяло проявлены, покрытые материей, а наоборот, делание их острее и активнее в духовной сфере. Моралисты, разумеется, этого не понимают. Они понимают, что тело их гуру неотлично от его души и выражают почтение ему, а когда речь идёт о чувствах какого-нибудь даса, они презирают их как материальные до тех пор, пока тот не становится гуру. Таков бред этой программы.
.7. На самом деле чувства все духовны и их деятельность в этом мире – это косвенные отношения с богом, когда душа отказалась любить его в духовном мире, считая это скверной сахаджией. Не было бы души, не было бы и чувств. Отказываясь верить в любовь, душа теряет общение с духовным миром. Приходя сюда, она продолжает это делать и пренебрегать своими настоящими чувствами ради формальностей. Не выдерживая сама этого, она нередко попадает в утопию, совращаемая какими-нибудь мирскими временными связями.
.8. Когда чувства не заняты вечным, они тянут в пропасть. Эти гуру говорят, что нужно любить бога, чтобы заменить мирские соблазны. Но когда люди пытаются, они говорят, что рано, и нужно чувства очищать всю жизнь от любой чувственности. В результате они сами падают и вгоняют в пропасть своих лицемерных учеников. Они впадают в сексуальные отношения с учениками и последователями не смотря на проповеди целибата. Я убеждался в этом много раз. На поверку все эти монашествующие авторитеты оказывались сексуальными лицемерами. Пытаясь скрыть свои сексуальные делишки, они демонстрируют, как они презирают распущенных людей. Вот и всё их чудо самоконтроля. И ради этой показухи они морочат всем голову. Я же признаю потребности чувств и не призываю от них отказываться, как от материальных. Я призываю их занять в Кришна-бхакти, наслаждаясь жизнью чувств в Кришна-бхакти. Язык нужно использовать для ощущения вкуса угощений, предложенных Кришне. Глаза нужно насыщать красотой образов Кришны. Ум нужно умиротворять любовью Кришны. Я – сахаджия и горжусь этим разумным положением.
.9. Кто-то говорит, что любое наслаждение материально… Это - разочарованные гьяни. Для них, с их осквернёнными чувствами, всё материально, даже духовное горько. Но для карми, для удачливых, даже материальное может показаться духовным. Их чувства не осквернены ни философией, ни негативным опытом. Кришна для этих групп предусмотрел разные пути. Гьяни - путь отречения, а карми - путь привязанности к миру но во имя бога. И всё же, чистый бхакта выделяется тем, что способен на чувстве обожания Кришны быть как привязанным, так и отрешённым от своих чувств. Трудно сказать однозначно, гьяни он или карми. Сказать то можно даже, что он грешник и в тоже время удивляться, что затем он погружён в Кришна-бхакти сутками.
.10. Проблема Кришна-бхакти только в том, что соприкосновение с материальным миром изначально духовных эмоций, порождает здесь зависть и негатив. Падшим из мира любви присуще презирать любые проявления любви. Это - такое место. Поэтому совершенно естественно, что чистый Кришна-бхакта в этом мире будет встречать гнев. Так было, например, с Христом. Точно так же было с Прахладом, Харидасом и т.п. Всегда здесь презиралась любовь, если она в ком-то проявлялась. Только со временем, посмертно её признавали. Оказавшись в таком мире раудры, гнева, питать чистые чувства нужно скрытно и никак иначе. Не стоит для их совершенствования вступать в некие организации, типа исккон или гаудиа-матх. Там больше всего вероятности наткнуться на критику любви. Поняв, что мы собираемся скрывать любовь, эти люди не найдутся сделать ничего конструктивнее, кроме всё того же недоверия и гнева на нас. Просто они сумасшедшие. Тем самым они только усилят наше убеждение в том, что отношения с Кришной – истинное счастье и другого быть не может.