.1. Солнце одно в нашей вселенной. И мы можем представить поэтому совершенно ясно, что бог один. Достаточно поиграть с этой моделью вселенной в воображении. Одна планета освещает все остальные, благодаря чему на них есть жизнь.
«Теперь я могу с глубокой сосредоточенностью медитировать на него - единственного всевышнего, Шри Кришну, который стоит передо мной, ибо я уже поднялся над ложными представлениями о двойственности, осознав, что он пребывает в сердце каждого, даже в сердцах спекулятивных мыслителей. Он - в сердце каждого. Можно по-разному видеть солнце, но оно одно.»
.3. Когда на небе есть тучи, мы не видим солнца, но заметив свет, можем сказать, что солнце где-то есть наверху. Точно так же мы говорим, что видим бога, что он есть, хотя на самом деле не видели его воочию. Это происходит потому, что сквозь материю просачиваются искры великолепия бога. Кришна и говорит, что многое представляет его искры. Талант, красота, разум, сила, богатства, отречение, многое изумительное. По этим вещам мы можем судить, что породивший это - куда более ярок и прекрасен, хотя мы не способны его увидеть.
.4. Подняться над иллюзорными представлениями о жизни, значит увидеть эту единую природу всего прекрасного живого и неживого, это лучи солнца покрытые тучами материи. Именно это стоит за всеми изумительными вещами, т.е. бог. Хотя он один, он становится множествами в разных концентрациях и вариациях. Что-то полностью воплощает его качества, что-то частично, урывками. Реализация уровня брахмаджиотти такова, что человек перестаёт делить всё на нечто отдельное. Он видит всё призмами солнца или бога. И святого и грешного он видит как яркий и тусклый свет бога. Не смотря на эту разницу, он одинаково выражает им почтение, поклоняясь их источнику, солнцу.
.5. Другая стадия, следующая за уровнем брахмаджиотти открывает верховного управляющего и контролирующего в сердцах каждого живого существа и в каждом атоме, сверхдушу или Рупа-виласу, являющуюся частичным воплощением Кришны. Сверхдуша во всём объёме или вселенский разум, сознаёт всё прошлое, настоящее и будущее. Из неё черпают знания и спекулятивные мыслители и чистые Кришна-бхакты и материалисты и животные согласно своей Рупа-виласе. Она даёт разум каждому в соответствии с их способностями. Если человек не пользуется своим духовным разумом, Рупа-виласа переселяет эту душу в животное, пока оно не начнёт желать стать образованным человеком. Так всё справедливо эволюционирует.
.6. Сверхдушу называют ещё Хришикешой, т.е. хозяйкой чувств. Наши ощущения целиком зависят от сверхдуши. Она даёт память и забвение. По сути, это - электричество или нечто подобное. Именно электричество может либо прояснять память, либо погружать в сон. Электромагнитные волны разной частоты - это энергия, которая может влиять на сознание и чувства. У каждого чувства свои частоты благодаря которым они активируются. Если мы думаем определённым образом, мы активируем необходимые резервы организма. Точно так же, разум или сознание сверхдуши активирует в целом нашу жизненную силу. Когда сверхдуша перестаёт это делать, тело погибает.
.7. Видя, как всё в руках сознающей сверхдуши, каждое движение, святой человек обращает своё внимание на неё во всех телах. Он внимательно читает её указания по всем признакам и тенденциям вокруг себя. Если кто-то его ругает, он благодарит сверхдушу, что она пытается уберечь от чего-то неблагоприятного и меняет направление. Если кто-то хвалит, он благодарит сверхдушу, что она нами вполне довольна. Таков уровень понимания сверхдуши.
.8. Именно к этому уровню принадлежат люди, которые выражают почтение гуру, считая его внешним проявлением сверхдуши. Однако на самом деле, полная реализация уровня сверхдуши - считать всех её проявлением, всех считать гуру, даже проституток и собак, кланяясь им. Они же почитают избранно только сверхдушу в выбранном человеке, кто по их мнению наиболее сверхдуша. Тем не менее, она же и во всех других телах, что те отметают. Понявший это Рамануджачария предложил своему гуру выражать почтение ученикам, на что тот обиделся. Понимание Рамануджи было более высокой стадией постижения сверхдуши.
.9. Что касается уровня бхагавана, то он выражается в желании медитировать на сам образ Кришны и на него самого, его игры, имена. Это выражается в желании служить ему, развивая чувства любви, любовной привязанности, отношений. Этот уровень вступает в противоречие со всеми остальными, с реализацией брахмаджиотти, с философией гьяни или спекулятивных мыслителей. А так же противоречит уровню сверхдуши или йоге. Почему? Этого требует концентрация бхакти. Она не может распыляться и она требует собственной иллюзорной реальности, где возможны отношения с Кришной на равных или как с младшим.
.10. Например, когда Уддхава стал проповедовать йогу Нанде махараджу, Нанда отругал его. Для чистого Кришна-бхакты естественно это. Гопи так же критиковали самого Кришну, когда тот проповедовал им йогу и гьяну. Чистым бхактам приходится выступать против первоначальных стадий духовного развития. Это - не есть отклонение от истины. Это - отклонение в истину. Поскольку она существует лишь для избранных, то большинству кажется падением. На самом деле это возвышение, что становится ясным только на этом уровне.