.1. Настоящая бхакти, значит быть неудовлетворённым, когда не удаётся сосредоточить ум на форме Кришны. Для бхакты это - горе. Не важно, на сколько всё складывается удачно или неудачно в проповеди, состояние счастья Кришна-бхакты зависит не от внешних заслуг, а только от способности видеть или сознавать Кришну внутренним видением.
«Я хотел вновь увидеть эту трансцендентную форму всевышнего, но несмотря на все мои старания сосредоточиться на сердце и горячее желание снова увидеть ее, я не смог сделать этого. Разочарованный, я почувствовал себя очень несчастным.»
.3. Порой человек соблюдает всё, что рекомендуют писания и находится прямо перед божеством, но ничего не чувствует. А человек, который не знает всех правил, может просто почувствовать бога, даже не глядя на божество. Все усилия, которые он делает в состоянии бхакти - просто увидеть в сердце Кришну, увидеть его, почувствовать и выразить любовь. В этом - суть чистой души.
.4. Поэтому, как можно чувствовать Кришну с бхактами, которые не стараются быть в прекрасном расположении духа по отношению к чувствам к Кришне? Разве это чистые Кришна-бхакты? Разве чистые Кришна-бхакты те, кому нравится философствовать и совершать общественные церемонии, игнорируя своё и чужое состояние сердца? Здесь даже тому, кто жаждет снова увидеть форму бога, всевышний отказывает. Что говорить о тех, кто тратит своё время на созерцание материальных форм, как ни в чём не бывало, после того, как служили Кришне, имели опыт? Разве они поняли Кришну? Нарада, понял. Он вскочил и стал искать снова и снова.
.5. Да, Кришна исчезает. Да, его трудно удержать. Но это не повод опускать руки и находить мирскую альтернативу. Ведь она эфемерна. Нужно добиваться чистой бхакти вечного общения с Кришной. Никакие другие слова, даже из Вед, не должны повергать ум в другие формы сознания, если мы хотим войти в вечность своей любви.
.6. Первый раз Нараде удалось увидеть сверхдушу, а все остальные нет. Хотя он так же пытался сосредоточиться с желанием увидеть в сердце бога, у него не вышло. Мы должны понять, что бог прекрасно осведомлён в том, каково наше сердце. Он не хочет в нём проявляться, если мы находим нечто, что может заслонять его от нас. Нараде заслонил бога бездеятельный экстаз, шанта-бхава. Нужно было научиться балансировать в экстазе.
.7. Первое общение с Кришной практически никто не может выдержать от экстаза. Со временем привыкаешь, осваиваешься и переходишь в более высшие бхавы. Например, в дасья - бхаву, когда ради служения, силой воли подавляешь чувство экстаза. Именно этого общения и ждал от Нарады Вишну. Ему хочется развития взаимоотношений и чем далее тем более на равных и даже на правах любовной власти над ним. Поэтому, всевышний считает уровень шанта-бхавы или созерцания его со стороны и подобный провал в экстаз – только началом бхакти.
.8. Если вы испытываете экстаз, это только начало, а не некое высшее достижение, как многие думают. Поскольку обычные люди считают экстаз высшим достижением бхакти, существует путаница в понятиях из-за которой проявлять экстаз считается привилегией гуру, а адептам не к лицу… Надо же им как-то отличать уровень друг друга… Но здесь говорится, что экстаз может ограничить общение с богом и не считается высшим проявлением бхакти. Мы должны пройти эти приступы экстаза и научиться держаться в присутствии Кришны, чтобы служить ему всеми чувствами, а не нейтральным выпадением в осадки.
.9. Экстаз - тоже служение. Мы говорили уже об этом. Не нужно от него вообще отмахиваться. Он усиливает стремление служить. Просто нужно балансировать так, чтобы не терять Кришну из виду при его присутствии. В экстаз упасть мы всегда успеем, когда будем оценивать милость в ожиданиях, в разлуке. Пока Кришна рядом, необходимо изо всех сил держаться и ловить каждое мгновение, стараясь что-нибудь предложить, поговорить, выразить отношения...