.1. То, что проповедуют гуру, развитие качеств знания - лишь ступени самоосознания. Я порой утрирую, называя их противниками, но на самом деле они сторонники предварительной разбежки. Скромность, смирение, отказ от насилия, чистота, терпение, простота, обращение к гуру... Восемнадцать ступеней самоосознания. Я описывал их в другой своей книге. Смысл их в том, чтобы облегчить Кришна-бхакти, а не усложнить доступ к нему. Эти все качества развиваются сами собой у Кришна-бхакты, а не наоборот. Такой вывод я сделал. Благодаря духовному преобразованию преобразуется и ум и тело. Это обеспечивается обращением души к Кришне.
«Тоже происходит и с обретением знаний. Согласно "Бхагавад-гите", существует восемнадцать составляющих процесса познания. Приобретая знания, человек постепенно избавляется от гордости и тщеславия, отказывается от применения насилия, становится терпеливым и простым, полностью посвящает себя великому духовному учителю и овладевает своими чувствами. Углубляя знания, он избавляется от привязанности к домашнему очагу и начинает осознавать, что смерть, рождение, старость и болезни приносят страдания. Вершиной же процесса познания является Кришна-бхакти личности бога, Васудеве. Следовательно, Васудева – высшая цель развития всех областей знания. Истинное знание - это знание, которое приводит человека на трансцендентный уровень общения с Васудевой.»
.3. Душа выше чувств и разума. Поэтому, высшим проявлением знания является именно общение с Кришной. От этого общения всё благоприятное исходит. Нет нужды насильственно сдерживать чувства. Они просто не привлекаются низшими вещами по милости Кришны. Этот высший вкус милости хранит Кришна-бхакту и ведёт его.
.4. Не стоит просто сидеть и копаться в книгах. Всё и так ясно. Нужно общаться с Кришной. Потому, не надо упражняться в логике и забросив задачники по религии на полку нужно отправиться делать гирлянду для Кришны, мыть пол перед ним, делать прасад, славить его и т.д. Т.е. практически выражать желания доставить удовольствие. Этого вполне достаточно. Даже читать о Кришне нужно с желанием, чтобы до его слуха дошло чувство, с которым мы его прославляем. Это - не просто обсуждения для кого-то. Это - для Кришны. Он - цель разговора. Люди так разучились выражать любовь, особенно религиозные люди. Нужно говорить о Кришне, хваля его каждый шаг, говоря о всей любви, которой мы находим в нём прибежище.
.5. Духовное развитие может быть и ступенчато. Предлагаемые в Бхагавад-Гите ступени самосоознания - символ характера адептов на протяжении всего пути в целом. Кто-то привязан к гуру, кто-то помешан на скромности, кто-то на отречении или негативе, а кто-то добирается до осознанной бхакти Кришне и пользуется всеми презумпциями невинности в спонтанности. Поднявшемуся по лестнице наверх нет нужды постоянно имитировать подъём по лестнице даже для того, чтобы учить других. Он должен олицетворять цель.
.6. Эти ступени можно рассматривать кратко, в виде трёх стадий или адхикаров. Каништха - стадия правил и предписаний в бхакти, фанатично строгого выражения почтения божествам и гуру. Мадхьяма - стадия осмысления этого с попытками избрать для себя что-то личное. Уттама или стадия признания выборов каждого и способность транслировать Кришна-бхакти изо всего, но тогда оно будет имперсональное и не даровать острого наслаждения.
.7. Если рассматривать стадии по-другому, то можно по ачарам. Первая – ведачар, т.е. строгое следование ритуалам, мантрам и садхане. Вторая – вайшнавачар, осознание для себя важности определённого божества над этими правилами. Третья – шивачар или начало приобретения понимания божества, как пронизывающего все формы, единого духа. Есть множество других ачаров, но высшим является каулачар, где более не существует никаких различий. Это описание взято из Тантры. Это - практически тоже самое. Человек достигает совершенства, когда во всём начинает общаться с богом через любовь, что бы он не делал. На первых стадиях для этого нужны внешние атрибуты и божества, а на последней нет. Там просто непосредственное видение бога в разных частях всюду.
.8. Какая бы школа не пыталась представить ступени духовного развития, в начале требуется следование некой избранной практике, а затем спонтанная забота о каких-то ближних в божественном сознании. Затем всё становится не важно т.к. едино. Устав от единства, человек ищет снова избранных отношений. Эти стадии не являются закрепощёнными, хотя составляют приличные периоды по времени.