.1. Это звуковое воплощение бога в форме мантр позволяет видеть трудно видимое и выражать почтение всевышнему в совершенстве. Я бы так перевёл этот текст.
ити муртй-абхидханена мантра-муртим амуртикам
йаджате йаджна-пурушам са самйаг-даршанах пуман
«Таким образом, воистину видит тот, кто поклоняется трансцендентному звуковому образу верховной личности бога, Вишну, не имеющему материальной формы.»
Мантра-муртим амуртикам - занимающей ум формой невидимого бога.
Йаджате йаджна-пурушам - выражают почтение хозяину всего выражения почтения.
Са самйаг-даршанах пуман - его в совершенстве видит человек (осознаёт образ).
.4. Этот текст объясняет, что назначение звука помочь осознавать образ невидимого бога. Фактически, в любых религиях это – внушение. Существует несколько форм бога, которые можно сделать из материальных элементов, чтобы облегчить выражение почтения. Форма может быть вырезана из дерева, вылита из метала, вылеплена из глины или земли, а так же «вылеплена» словами в уме. Здесь сказано мантра-муртим амуртикам. Т.е. форма бога рисуется в уме несмотря на то, что он невидим. Так человек получает даршан.
.5. Существуют странные люди, которые создали целую религию на чувстве, что их размышления о боге духовны, а всякое его изображение нет и даже оскорбительно, идолослужение. Но ум - тоже ведь материя и лепить в ней образ бога так же несовершенно, как лепить его из глины.
.6. Вначале образ лепится в уме у любого художника, а затем переходит в форму. Мурти - это уже следствие того, что образ бога слеплен в уме. Возникает потребность видеть глазами созданный в уме образ. Это естественно. Но эти странные люди запрещают себе это и ограничиваются тем, что лепят в уме. Это - просто более тонкая форма, но это такой же идол по их же меркам. Он виртуальный, как трёхмерная модель в компьютере. Не смотря на то, что эта модель в компьютере, она всё же форма и в этом компьютере с этой формой может быть создана анимация и целая жизнь. Так что эти люди зря гордятся, что они не создают идолов. Идолы или подобия бога всегда создаются. Просто есть люди предпочитающие их не видеть глазами. Это - странные люди с болезнью идолофобии. Но если они не препятствуют другим выражать почтение образу бога в форме и красках, то это - совершенные бхакты бога.
.7. Обходиться тем, чтобы в уме представлять служение богу, могут только особые Кришна-бхакты. Так говорят писания. А тем, кто недостаточно совершенен, нужно просить совершенных создать для них мурти, божество, икону, алтарь, чтобы они могли сосредоточить свой ум на Кришне. Когда люди приучатся осознавать форму Кришны, благодаря регулярному созерцанию её, тогда они могут обходиться без божеств и изображений, предлагая служение богу, визуализируя его.
.8. Когда люди собираются в храмах в толпу, они не могут думать о боге, как правило. Они видят друг друга и думают о том, как они выглядят тут. Но если поставить изображения бога, они смогут в толпе вперить взгляд на бога и сознавать его хоть немного. Таков метод помощи тем, кому сложно настроить ум. Идолоборцы должны иметь снисхождение к тем, кто слаб духом. То, что это проще, ещё не значит, что этого не должно быть. Для кого-то это - ступень и если её убрать, человек спотыкнётся и разобьётся.
.9. Точно так же, для кого-то искренний гуру - ступень. Я бы назвал учение, где требуется почитать гуру – учение прабхупадистов. Но высшее развитие, тогда когда образ гуру становится тонким, когда им становятся наставления о Кришне, что лепят в уме образ Кришны. Эти наставления - тонкий гуру. И такому человеку не нужны физические гуру, т.к. он довёл до совершенства саму идею духовного развития, мантра-муртим амуртикам. Его слова материализуются в форму выражения почтения. Разумеется, это не значит, что все другие ступени не должны существовать. Мы можем уже этим не пользоваться, но оставить другим право пройти весь путь самим.