.1. Написать комментарий к Шримад Бхагаватам - это милость Кришны. Это стало единственным утешением в моей истомлённой по атмосфере чистой бхакти душе. От составленных комментариев я нередко чувствую дрожь в теле и наслаждение, которых мне так не хватает в обычной жизни в среде прабхупадистов, где я кто угодно, только не тот бхакта, который постиг истину. Мои противники могут сказать, что я возомнил себя великим. Но они - материалисты и никогда не познают, как Кришна посылает разум достаточный, чтобы прийти к нему. Они всегда глумятся над ним, используя религиозность. И Кришна скрывается перед такими глупцами завесой иллюзии или глумом над миссией Кришна-бхакты.
.2. Кришна пришёл ко мне в форме этого разума т.к. я ценю то, что он мне посылает лично. И я не считаю себя на фоне этой милости великим. Без милости Кришны я бы не нашёл сил и времени на это. Разум, так или иначе - энергия Кришны. Но духовный разум это – то, что приводит к Кришне. Этот разум навеивается отношениями с Кришной в сердце. Обычно, мы от этого голоса отмахиваемся в силу мирских отношений. Но у каждого есть право получить такой разум, если начать с любовью служить Кришне. Как только мы это делаем, все мирские соображения почему-то исчезают. Обратите внимание. Мирской разум исчезает и появляется особое состояние сознания. Я не раз это замечал и потому с уверенность говорю о дарах разума Кришны. При этом, это не значит, что Кришна даёт всё знание. Нет. Он даёт то, что позволяет прийти к нему. Всё знать не может даже Ананта-Шеша, и воплощения бога с миллионами голов всё равно не вместят всего, что есть бог. Поэтому ни один комментарий не может стать исчерпывающим, продиктованный всего лишь одной головой или несколькими.
«За последние пять столетий многие эрудированные ученые и ачарии, в частности, Джива госвами, Санатана госвами, Вишванатха Чакраварти, Валлабхачария и другие признанные ученые уже после Кришны Чайтаньи составили подробные комментарии к "Бхагаватам". Тому, кто серьезно изучает "Шримад-Бхагаватам", советуется ознакомиться с ними, чтобы получить большее наслаждение от этого трансцендентного послания.»
.4. Порой мне кажется, что я поселился в этой книге, но на самом деле всё это – данный мне разум Кришна-бхакты. Он мне родной, поэтому, я люблю его остро, как никогда. Иногда я не могу этого себе позволить т.к. общество, в котором я живу и тело, с которым имею дело, подвергают меня необходимости раздвоения личности. Мне приходится играть ту роль, которую отводят мне другие. Я это делаю, чтобы не смущать их. Иногда мне не удаётся снять маску, которую мне шьёт окружение и тогда эти проявления оставляют горечь. Но к чему я на самом деле привязан, так к этому сознанию Кришны, общающемуся со мной, как внутренний духовный учитель с учеником. Это занятие приносит наслаждение и очищение. Там я, наконец, могу чувствовать себя собой.
.5. Я счастлив оказаться сосудом послания Кришны в своих попытках самому изведать нектар духовного общения. Конечно, я не иду ни в какое сравнение с этими личностями по форме кубка, из которого пью нектар, или материалу, а некоторые думают, что и содержание становится от этого разное. Но если это разнообразие оттенков приносит наслаждение, то в этом то вся и затея, представить Кришна-бхакти на разный вкус. Истинное наслаждение - это Кришна. Где бы он ни был, он остаётся воодушевлением. Если такое воодушевление становится очевидным хоть кому-то в этом отчуждённом мире, то я буду считать, что мой труд не напрасен, ибо другой вечной задачи у меня нет. Если кто-то может достать ос, которые случайно попадают в открытые кубки, и продолжить пить нектар, как сделал это я с посланием Прабхупады, то это будут истинные почитатели прасада. Однажды бывший гуру предложил мне компот с осами и, смотря, что я буду делать, ехидно улыбался. Я достал ос и выпил компот. Потом попросил ещё. Так же и с Бхагаватам. Не смотря на то, что в нём есть осы, я просто их достаю и продолжаю пить нектар. Всё зависит от умения отфильтровать данное гуру и ачариями, и я имею свой изысканный вкус в этом, не смотря ни на что.
.6. Многие люди писали комментарий на Шримад Бхагаватам. Во времена Кришны Чайтаньи один выдающийся человек принёс ему такой. Но Гаура не стал его читать. В нём было видимо нечто заумное, что уводило от основы. И нам нужно быть избирательными. Не следует тратить своё время на изучение множества уязвлённых точек зрения, если это не требуется, чтобы исправлять свои ошибки. Мы должны определить своё личное отношение к истине и медитировать на это, считаясь с тем, что другие хотели бы того же. Нет ничего более истинного, чем природа нашей личности и её всегда загрязняют другие, если не хотят считаться с тем какие мы.
.7. Все эти попытки нас переделать носят временную природу, т.к. это наносится и соответственно смывается. Поэтому истина, созданная богом – это оставить зависть к телам и умам других и оставаться собой, посвящая свои умения только Кришне, который умеет принимать все жертвоприношения.
.8. Сделать это трудно. Подношения другим оскверняются на каждом шагу. И сами мы оскверняем подношения других тем, что мы на них не похожи и не в состоянии принять их роль и их служение ни Кришне, ни себе. Практиковать чистое Кришна-бхакти в таком неразвитом обществе трудно. Люди имеют склонность эгоизма и религия её только усиливает. Они будут делать тоже самое, но прикрываясь указаниями бога. Вот и вся ведическая затея с религией. Нарада говорил об этом Вьясе. Лучше бы они просто слушали о деяниях Кришны. И то было бы более толка. Т.е. опять аргумент в пользу сахаджии.
.9. Там показано, как Кришна принимал различных живых существ и даже давал освобождение самым запущенным. Когда люди запутываются от критики данной практики сахаджии, когда слушающих об играх Кришны они начинают сравнивать с демонами, то помочь уже нечем. Тогда нам приходится брать в руки оружие гьяны, чтобы оправиться немного и принять вызов наших противников. Мы нисходим с уровня сознавания Кришны на уровень пропаганды и отстаивания своего древнейшего учения, но уже с критикой наших оппонентов, точно так же, как они это делают с нами. В основном все комментарии к писаниям – это нездоровый признак общества, когда требуется самозащита или оправдание своих личных особенностей любви к богу. С занятий Кришной приходится переходить на проповедь и погружаться во множество беспокойств, пытаясь отстоять возможность спокойно прославлять Кришну себе и другим, не желающим заморочек, прямолинейным людям. Однако наше сопротивление порождает только большее сопротивление тех, кого мы критикуем издревле. Даже Чайтанье не удалось донести мир различным живым существам. Без него они продолжают ссориться и никогда не согласятся, что могут вместе прославлять Кришну. Так что даже Кришна не может это изменить. Это и не удивительно т.к. просто всё личностно и должно быть таким обособленным.
.10. Такое состояние общества подобно осиному гнезду, разрушаемому жадностью. Петь о Кришне рядом с осиным горем невозможно. Да ты просто так мимо пройти не сможешь, не то, чтобы петь. И у многих бхакт осиное горе сейчас. Они просто жалят кого попало что есть мочи и это всё, что они сохранили. Весь их мёд покоя и удовлетворённости сжат жадными идеями: «Наше и больше ничьё». Они пытаются укусить другим людям в губы, слизывающие нектар без их разрешения, чтобы они заткнулись говорить как это вкусно. Всё это очень печально.
.11. Некоторые гуру подобно осам хранят нектар. Они себя так и называют, «хранители бхакти». Я же его своровал, развернув осиное гнездо и несу раздавать. Моё лицо опухло от их укусов, а в украденном нектаре плавают мёртвые факты их идолов жадности. И тем не менее, если достав всех ос, через рой которых я шёл, люди сочтут нектар, который я нёс более менее чистым, это и будут настоящие ценители этого нектара. Каждый герой нёс его, как мог нам, покусанный со всех сторон. Нужно простить им некоторую припухлость. Не смотря на это, они остаются носителями сладости.
.12. Будем мы читать один вариант таких комментариев разных людей или несколько, если это даёт нам возможность постичь свои отношения с Кришной, то пусть это углубляет наслаждение. Ежели мы претерпеваем скуку, лучше отставить свою любознательность и просто петь Харе Кришна.