.1. Четыре секты атеистов получаются из сект верующих. Моя версия в том, что атеисты – это верующие с перегибами. Чем истовее верующие следуют своей религии, тем более они становятся атеистами. Т.е. ради религии они начинают преследовать любящих бога и его самого. Когда религия заставляет человека презирать личность бога, например кто-то презирает, что Кришна танцует танец мадхурья-бхавы, тогда эти верующие уже стали атеистами.
«Что касается дурных людей, то они также подразделяются на четыре типа:
1) те, кто просто привержен к прогрессирующей кармической деятельности и из-за этого испытывает сопутствующие ей страдания;
2) предающиеся порочной деятельности для удовлетворения своих чувств и страдающие из-за ее последствий;
3) те, кто обладает обширными материальными познаниями, но страдает из-за того, что у них не хватает здравого смысла признать власть всемогущего всевышнего; а также
4) те, кого называют атеистами, то есть осознанно ненавидящие даже имя всевышнего, несмотря на то, что постоянно испытывают затруднения.»
.3. Как и обсуждали в предыдущем фрагменте текста, эти группы людей формируются благодаря чрезмерным увлечением четырьмя типами веры и так себя портя, становясь атеистами. Давайте посмотрим, что об этом говорит Кришна в Бхагавад-Гите 7.15.
.4. на - не; мам - мне; душкритинах - неверующий; мудхах - глупые; прападйанте – вручают себя; нара-адхамах - низшие среди людей; майайа - илюзорной энергией; апахрита - украдено; гйанах - чье знание; асурам - демоническую; бхавам - природу; ашритах - принимая.
на мам душкритино мудхах прападйанте нарадхамах
майайапахрита-гйана асурам бхавам ашритах
.6. Назовём их на санскрите душкритины, что на русском звучит вполне адекватно как души – кретины. Это видно по их недоразвитости в чувствах и потому ненависти к бхактам и бхакти. Среди них четыре основные группы:
1)Мудхи
2)Нарадхамы
3)Майайапахрита-гйани
4)Асуры
.7. Антиподами этого являются перечисленные в прошлом тексте:
1)Артхи
2)Ками (артхи-артхи)
3)Мокши (гьяни)
4)Дхарми (джигьясух)
.8. Когда человек выполняет предписанную деятельность, артху, как фанатик, его называют мудха, осёл. Не взирая на результат, он работает как осёл на свою семью, общину, нацию, сея беспокойства окружающим своим формализмом. Т.е. он будет любой ценой следовать форме, даже если это будет приносить страдания. Антиподом этого является упомянутый в прошлом тексте человек в беде и потому старающийся следовать предписаниям Вед для поправки положения. Это как бы в благости. Но когда тоже самое делается с фанатизмом, в страсти и тем более в невежестве, то это превращается в беспокойства, отвращающие и его и других от бога. Так, некоторые гуру пытаются фанатично заставить своих последователей выполнять некую садхану или артху и тем самым превращаясь в мудх, бездумных последователей кнута и пряника, что отталкивает от бога мудрых людей. Они могут говорить о необходимости подчиняться гуру, что-то мямлить о боге, но только ради успеха своей ослиной артхи, а так же развития дешёвого почитания их самих вместо бога. Не трудно заметить, что потерпев фиаско на этом поприще, опять оказавшись в беде, тот же самый гуру может попытаться следовать артхе в гуне благости, не беспокоя никого.
.9. Тоже самое касается ками. В первом случае мы получили ками из артхи-артхи. Т.е. люди выполняли предписания и получили прасад, какое-то состояние и удачу, которыми наслаждаются законным образом. Во втором же случае речь о нарадхамах. Нара – человек, адхама-несвятой. Т.е. эти люди наслаждаются камой, не освящая ничего и даже не благодаря всевышнего. Наслаждение без благодарности является обычным состоянием нарадхам. Если почитать в Бхагавад-Гите о благотворительности в гуне невежества, то там есть такая фраза: «Милостыня, поданная без должного внимания и уважения, относится к гуне невежества.» Т.е. неуважение, по сути, делает даже благотворительность бессмысленной. Нарадхамы, создают таким образом осквернённую атмосферу, даже если почитают бога. Делая это в невежестве, они предпочитают бесстыдно воровать у бога последователей, имущество, знания и, присваивая это себе, отвращать людей от выражения почтения ему. Ками – зарабатывают милость, а нарадхамы присваивают то, что им никто не собирался отдавать. Некоторые гуру так себя ведут, опускаясь в гуну невежества. В своей жажде власти они нередко объявляют себя джагад-гуру, хотя даже Брахма отказался от этого титула.
.10. Как гьяни, самые благостные мокши, становятся майаапахрита гьана, теми, чьё знание украдено иллюзией? Тоже самое, когда в стремлении к отречению и аскезам доходят до невежества. Это описано в Бхагавад-Гите 18-й главы так: «Тапасьи, принимаемые из глупости, которым сопутствуют самоистязание или причинение вреда и гибели другим, причисляются к гуне невежества.» Видите? Всё просто. «Что занадто, то не здрово.» Фанатики становятся душкритинами, теми, кто против Кришны…
.11. Ну и джигьясух, любознательные, исследователи дхармы, пока они в благости, это их связывает с богом. Но что происходит в невежестве? Бхагавад-Гита объясняет: « Понимание, принимающее безверие за веру, а веру за безверие, находящееся под покровом иллюзии и тьмы, всегда устремленное в ложном направлении, о Партха, находится в гуне невежества.» Т.е. когда человек под влиянием гуны невежества обращается к писанию, там он видит веру в безверии и безверие в вере. Так он становится асуром.
«Демон думает: "Сегодня у меня есть столько денег, а будет еще больше, таковы мои планы. Теперь мне принадлежит столько-то, и мое богатство будет возрастать все больше и больше. Он мой враг, и я убил его. И другие мои враги также будут убиты. Я повелитель всего окружающего, я - наслаждающийся. Я совершенен, могуществен и счастлив. Я самый богатый человек, окруженный аристократическими родственниками. Нет никого, кто бы превосходил меня в силе и был бы счастливей меня. Я буду приносить жертвы, заниматься благотворительностью и таким образом узнаю радость". Так подобные люди бывают обмануты невежеством.»
.13. Обратите внимание, что асуры, это не те, кто совсем не обращаются к религии, как можно подумать. Они обращаются, но в невежестве и потому отталкивают других от бога фанатичной религиозностью, стремлению этой религиозностью завоевать себе весь мир любой ценой. Т.е. секта атеистов вполне может быть похожа на религию и отличить её от настоящей не так-то просто. Не каждый найдётся выставить затесавшегося в действительную религию гуру, в качестве демона, особенно, если по всем параметрам, артхи, камы, мокши, гуру достиг выдающихся результатов. Очень трудно убедить людей в том, что перед ними демон, хотя очень религиозный святоша.
.14. Вот, например, одна из последних реплик моего бывшего гуру: «Моя проповедь только начинается и мои злопыхатели будут повержены.» При этом его поведение всегда заносчивое с теми, кто ничего плохого ему не делает, благодаря чему он обретает множества врагов. Его стремление принимать выражение почтения вместо Кришны поражает наглостью. Он собрал большую коллекцию свидетельств того, как всё движение Харе Кришна в России принадлежит ему, как основателю. Т.е. если и искать пример асура, с которым я лично сталкивался, то лучшего примера не найти. Когда он слышит о чистой бхакти Кришне, у него сразу же с языка начинает сочится яд, т.к. власть Кришны не даёт ему покоя. Из-за гуны невежества, используя учение Кришны для обретения единоличной власти над последователями, он полностью проявляет характер асура и даже выглядит зловеще. Однако, глупцов это не отвращает от него.
.15. Надо сказать, что даже полубоги, хотя они, в основном, бхакты в гуне благости, впадая в гуну невежества, например, как Индра, становятся временно асурами, пока Кришна не наказывает их, лишая гордости. Индра напал на Вриндаван и пытался его затопить. Кришна же показал всем, что он может защитить своих бхакт от всех грехов, без всяких полубогов. Поэтому главный символ Шримад-Бхагаватам-Кришнам, моих комментариев – это Кришна поднимающий холм Говардхан. Асуры или полубоги в невежестве, гуру-асуры, всегда против этого, против прибежища самого Кришны. Так их очень легко вычислять.
.16. Можно ещё вспомнить о Шукрачарии, гуру Бали махараджа, который увидев Ваману, воплощение бога, пытался отговаривать ученика вручить себя ему. Такова позиция гуру-асуров. И мой бывший гуру, как на зло, оказался таким, т.е. слишком увлёкся верой и стал атеистом. Тем не менее, я как Бали, не послушался его и вручил себя Кришне напрямую, чтобы тот поставил свою стопу мне на голову.
.17. Многим людям мешает принять бога гонка деятельности, мирская суета из чувства долга, так называемая артха, стремление к успеху в этом мире. Другая категория людей страдает от камы в страсти и невежестве, безудержного желания удовлетворить материальные чувства. Ещё есть люди, которые стремятся к дхарме, религиозности, не ставя во главу угла бога и потому фанатично безбожны. Они выражают почтение собственной значимости и всячески добиваются положения гуру, не заботясь о благонадёжности такого занятия. И есть ещё категория дурных людей, которые страдают - те, кто стремится к мокше или освобождению, причиняя себе и другим беспокойства. Подобным людям ненавистно всякое проявление чувственности личности бога или Кришна-бхакт и потому они предпочитают безличную концепцию истины. Они воспевают пустоту, импотенциальное единство, бесполярное всё.
.18. Не смотря на то, что эти люди якобы принимают участие в обществе Кришна-бхакти, я могу их распознать внутри общин по перечисленным признакам. Это – так же роли, которые люди выполняют эпизодически по той или иной причине впадения в низшие гуны. В Бхагавад Гите Прабхупада пишет категорично, что эти личности никогда не вручают себя богу, но в тексте нет слова никогда.
майайапахрита-гйана асурам бхавам ашритах
те, кого ослепили знания и те, кто принял природу демона
.20. Прошлым подтверждено не раз, что даже самые последние демоны могут стать бхактами бога и измениться. Например, Джагай и Мадхай. Они даже преследовали бхакту и совершили вайшнава апарадху. Тем не менее, всевышний спас их и наделил способностью служить ему. Можно вспомнить, что многие бхакты в результате проклятия святошами становятся демонами и при этом сохраняют некоторые отношения с богом. Хотя у них природа демонов и они не ходят в храм, это не мешает им думать о боге как-то по-своему, не монашеским способом. Т.е. слово «никогда» в тексте не соответствует действительности. Точно так же как слово «постоянно». Никто не может постоянно служить богу. Все несовершенны иначе бы Кришна не говорил, чтобы вручались ему не смотря на ошибки.
.21. Понимая так же некоторую кастовость этого понятия, я предлагаю эти признаки читать как временные состояния, в которых затрудняется восприятие бога. Как ни странно, это – те же самые секты, которые я описывал, которые верят в бога, но они выродились. Единственные отличия в том, что им трудно связать свою деятельность с богом во время своих занятий из-за сильного давления гун страсти и невежества. Т.е. они могут быть просто труженики, гуляки, учёные и имперсоналисты и не особо акцентироваться на боге. Это временно конечно, зависит от обстоятельств, но довольно затягивающее влияние.
.22. Если рассмотреть эти явления внутри христианства, то нетрудно заметить, что бывают крещёные занятые активно трудом и даже не посещающие церковь. Им некогда. Есть и ведущие разгульную жизнь, спекулирующие на политике и откровенно говоря, атеисты раскольники.
.23. Эти временные состояния могут быть у человека даже посвящённого Кришне. Например, Гададхара пандит в юности недолюбливал бхакт. Сам Кришна Чайтанья в юности был, казалось бы, майа-апахрита гьяни, он был учёным пандитом, любившим поспорить, а не прославлять Кришну сантиментами. Тем не менее, он стал впоследствии величайшим символом бхакти и привёл на путь бхакти знаменитого учёного Сарвабхауму Бхаттачарию. Т.е. не всё однозначно и конечно.
.24. Я понимаю, как велик соблазн считать вечно демонами всех, кто хоть как-то не то слово скажет или не то, что – то сделает. Общество готово бесповоротно повесить на такого ярлык демона, изгоя не способного служить Кришне более никогда, никогда не вручить себя ему, хотя до этого он как раз и служил и вручал. Вообще, народ у нас достаточно бессилен перед своим невежеством. Мы должны признать, что даже величайшие мыслители, воплощения бога, как Вьяса, как Нарада, погружаются в иллюзию эпизодически, если на то воля бога. На столько всё сложно. Ждать, что-то, что написанное как-то оправдает себя, достаточно глупо. Может оно сработает, может и нет. Может быть, демон станет святым, а святой демоном. На всё воля бога. И во всём этом не стоит терять надежды.