.1. Повторение мантры не эффективно, если не оживляет образы в уме. Именно в этом состоит цель мантры. Это - звуковой образ. Связь с ассоциациями в уме - мишень лука мантры, где образ производимый словами – это стрела. Если она не попадает в ум, то мантра бессмысленна. Поэтому, просто повторение без осознавания Кришны - не складно.
«Наши изначальные духовные чувства, способные воспринимать трансцендентную форму вечного блаженства и знания, можно оживить повторением священных мантр, или трансцендентных звуковых образов. Этот звук следует воспринимать через прозрачную среду истинного духовного учителя и практиковать повторение согласно его указаниям. Постепенно это приблизит нас к всевышнему.»
.3. Цель повторения Харе Кришна не в том, чтобы повторить 16 кругов или 64 и т.д. и не в том, чтобы повторять именно Харе Кришна мантру таким образом. Нужно получить вариант такого повторения, где в уме будет образ Кришны. Главное, чтобы действовало именно так. Говорится, что именно это - долг духовного учителя. Он должен говорить о Кришне, а не о политике, религии и прочем. Рассказы о Кришне сознающего Кришну бхакты становятся прозрачной средой, сквозь которую и гуру и ученики видят или сознают Кришну.
.4. Нет другого смысла общения гуру и ученика. Гуру должен быть опытным в составлении мантр так, чтобы самому видеть Кришну, а ученик избирательным, чтобы фильтровать затеняющее. Оба должны быть заняты в осознавании Кришны как можно эффективнее, изобретая способы согласно условиям. Например, мантры могут быть составлены на родном языке. Главное, чтобы понимание слов родило образ от этих звуков.
.5. Мантры Вед составлены на санскрите. При всём своём величии, этот язык не представляет ценности, если его не понимают. С другой стороны, родной язык более ценен, если им хорошо владеют. Многие глупцы говорят, что это иначе. Я не согласен. Языки существуют для объяснения между собой. Если ими невозможно понять мысли, то тогда смысл воспринимается сознанием как лепет детей, где родители по интонации понимают, что хочет передать малыш. Если в наш язык вложить интонацию любви к богу, он тоже будет услышан.
.6. В молитвах важно чувство, само ощущение смысла и потому понимание слов, так, чтобы даже не зная языка можно было понять, это - молитва, общение с богом. Некоторые люди привязаны к повторению мантр на иных языках. Им на самом деле эффект умиротворения придаёт не сама мантра или её особый смысл, а порой собственное звучание голоса и интонации, которые человек вкладывает в неё. Сам язык уходит на второй план и молитвенность вкладывается в тембр голоса, неважно каких звуков. Наступает эффект плацебо. Человек подразумевает, что повторяет нечто благотворное и это на него так и действует, хотя он может повторять богохульства в неведении, путая звуки. Это – уровень ребёнка. Ребёнок лепечет без стеснения бессвязные звуки, развивая речь и умудряется её себе поставить из этого хаоса, начиная осознавать какими именно звуками выражать те или иные эмоции. Противники повторения мантр пишут, что это разрушает психику. Если бы это было так, то все малыши были бы даунами, т.к. они очень часто повторяют неосмысленные комбинации букв.
.7. В музыке же артисту приходится исполнять одну и туже песню сотни раз на репетиции. Если бы это травмировало психику, то все артисты были бы даунами. Я вспоминаю, как учил таблицу умножения. Это было повторение мантры. Дважды два-четыре, дважды три- шесть и т.д. Все эти мантры мы повторяли до автоматизма десятки раз и при необходимости мы вспоминаем эти наработки. По православным канонам выходит, что школа, заставляющая учащихся повторять такие мантры – деструктивная секта. Сами они – деструктивная секта, т.к. внедряют это определение уже как параноики ко всему. Если есть какой-то смысл для самого повторяющего, то это его не разрушает, а чему-то служит.
.8. Многим исполнителям известно, что когда распоёшься самостоятельно, укрепляется чувство собственной индивидуальности. Для этого нужны какие-то свои мантры, свои песни. Этого эффекта может и не быть в хоре, т.к. голос сливается с другими, создавая ощущение ничего не значащего действия. Индивидуальность притупляется. Поэтому, индивидуальное повторение мантр служит двум целям: укрепить индивидуальность и передать образы сознанию. Если этого не происходит, то мантры подобраны неверно. Гуру ответственен за это.
.9. В созданной среде религиозности подобрать индивидуальные мантры невозможно, т.к. приемлема только одна мантра, Харе Кришна. Однажды один гуру предложил мантру: «Нитай Гаура Радхе Шьям Харе Кришна Харе Рам». Так нашлись масса противников, живо объявивших его негодяем. Т.е. религиозное сообщество, в сущности примитивно, против настоящего духовного прогресса и является трясиной для индивидуальности.
.10. Поэтому Кришна призывал оставить все религии и вручить себя ему самостоятельно. Ворчания на это религиозников будет нам только на руку, т.к. укрепят уверенность в том, что только Кришна нас понимает, а религиозники являются, как всегда, противниками блага для человека. Так или иначе, в вашу практику вашей молитвы они привносят разрушения, яд зависти, критику любви, подразумеваемой в вашей особой интонации.
.11. Следует тщательно избегать соглашательства с этим токсином их скепсиса, т.к. на нашу психику любая критика оказывает эффект деструктивности. Единственное противление деструктивному воздействию религиозника на твою духовную жизнь, это не слушать его. Ежели послушал, то ответь так, чтобы не оставалось чувства ущербности твоей духовной жизни, защити её. Например, кто-то скажет, что «Нитай Гаура Радхе Шьям» петь нельзя, что это неавторитетно. Нужно сказать, что тот, кто первый придумал мантру Харе Кришна - был неавторитетен. Тот, кто написал бхаджан с новым сочетанием слов, так же неавторитетен и измыслил новое. И вообще, следует сказать, что приверженный традициям человек - просто болен косностью головного мозга. Жизнь динамично меняется очень быстро. Молодым людям легко подстраиваться под новые условия, а старым уже нет. Приверженность традициям – это просто болезнь. Следовательно, те, что традиции уже обожествили, те просто устали мозгом следить за временем, в котором живут. Это не значит, что молодой тоже должен тупо петь то, что ему не нравится и что его не трогает в данное время. Включайте интуицию и искренность.