.1. Нарада постиг сначала сва-нигамам, т.е. предписания Вед и начал их хорошенько исполнять - аветйа мад-ануштхитам и так получил джнанам аишварйам, знание о величии и богатствах всевышнего. Далее, свасмин бхавам ча кешавах, он открыл глубокую привязанность к Кришне. Т.е. он начал с карма-йоги, затем продолжил в гьяна-йоге и завершил всё бхакти-йогой.
«О брахман, так Кришна одарил меня сначала трансцендентным знанием о всевышнем, которое содержится в сокровенных разделах Вед, затем духовным богатством, и, наконец, интимным любовным служением ему.»
.3. Это - вполне в линии учения Бхагаватам. До этого говорилось, как можно одухотворить предписанную деятельность. Нарада описывает, как он сам это делал и чего достиг в итоге. Сначала он начал служить обществу вайшнавов и следовать их указаниям. Затем он услышал, как выражать почтение всевышнему, т.к. следуя наставлениям вайшнавов приобрёл хорошие качества. Благодаря поклонению богу, он развил нежную привязанность к нему, яркое настроение любви. Это - постепенный, ступенчатый путь йоги.
.4. Предназначение йоги - не в физической гибкости и выносливости. Йога включает в себя восемь ступеней, где одной из первых тем является хатха-йога или физические упражнения. Нарада миновал эту ступень и сразу перешёл к традиционной для вайшнавов трехступенчатой системе. Обычно Кришна-бхакты не занимаются хатха-йогой за неимением достаточно времени. Ранее это было принято, но со временем стало ясно, что необязательно. Некоторые же сампрандайи не отказались от этого. Хотя Кришна-бхакты сумели отказаться от хатхи, они оставили очень большую долю гьяны и карма-йоги.
.5. Вообще, можно миновать не только хатху, но и карму и гьяну, если сразу заняться тем, чтобы взращивать привязанность к Кришне, бхакти. Т.е. нужно слушать об играх Кришны, созерцать его образ и служить ему лично. Это - высшая ступень йоги, бхакти-йога. Это положение зависит только от нашей решительности. Когда становится ясно, что мы можем обойтись без кармы и гьяны и тем более хатхи, то мы достигли чистой бхакти.
.6. Это – большая редкость. Хотя я ратую за это, вы можете видеть, что у меня полно гьяны, я не Кришну рисую словами, а чаще множество косвенных тем вокруг отношений с ним и его образа. Фактически, чтобы мне избавиться от гьяны, нужно увлечься своим божеством Кришны на сто процентов. Это возможно только в высших любовных отношениях, отнюдь нерелигиозных. Религиозные отношения относятся к косвенным бхавам к богу, таким как даинья-бхава. Только исходя из полноценных отношений с божеством, возможно просто потерять время на гьяну или религиозность. Например, когда я жил в одной семье бхакт, я очень привязался к их детям, отношения с которыми заставляли меня пренебречь гьяной и храмом. Когда я пытался философствовать с кем-то, они оттягивали меня за руки. Фактически они силой меня вытаскивали из гьяны. Если бы такую атмосферу можно было воссоздать с божеством Кришны, то тут же я бы очистился. Поэтому, весь вопрос в том, чтобы сделать максимально реалистичное божество и погрузится в отношения с ним.
.7. Можно спросить: «А почему бы не завести свою семью?». Да, другие, кто поудачливее, могут это попытаться сделать. У меня же сложилось уже мнение, что это – бренная затея. За ней обязательно последует разочарование и потеря того ради чего старался. К тому же мы стареем, взрослеем и расходимся. Всё равно требуется, чтобы было божество, которое осталось бы с нами после всего этого. В Японии изобрели робота, который копирует поведение ребёнка или домашнего животного, чтобы как-то скрасить существование старых и одиноких людей. Не думайте, что куклы – это атрибут детей. В Японии куклы есть у многих взрослых. Поскольку бхакти третьей стадии сахаджии, по сути, не применимо для жителей этого мира, то когда у кого-то бывает настроение бхакти, лучше выражать чувства кукле. Японцы верят, что в куклу вселяется душа того, кто её сделал. И это соотносится с Бхагаватам, где описывается, как из своего сердца пригласить в божество свою форму бога, Рупа-виласу. Мы должны найти свою уникальную форму бога и пригласить в неё сверхдушу, до той степени проявляться, до какой нам благоприятно и таким образом общаться. Если мы не хотим, чтобы наше божество озорничало, как Кришна во Вриндаване, мы просим сверхдушу не проявляться на столько и тогда даже если внешне оно выглядит Кришной, настроение у него будет, как у Нараяны. Поэтому и говорится, что бог один, но он многий для каждого в отдельности, отвечая по-разному. Как человек к нему относится, так он и отвечает. Если кто-то хочет видеть в нём просто сияние, он отнимает веру в формы. Если кто-то хочет видеть в нём судью, то привязывается к ужасающим формам бога. А Кришна-бхакта предпочитает занять сердце его полным проявлением себя, всеми качествами Кришны.