.1. Здесь Арджуна высказывается о применении Бхагавад-Гиты им. В первый раз он применил её, чтобы успокоиться перед битвой, где потрясением было то, что его родственники и старшие обернулись против него. Сейчас он успокаивал себя от потери друга. Он говорит, что Бхагавад-Гита утешает его жар переживаний. Когда он разволновался на поле боя, Бхагавад-Гита утешила его. Сейчас он разволновался от потери Кришны и почувствовал снова необходимость в Бхагавад-Гите.
«Сейчас для меня стали притягательными наставления, данные мне личностью бога, ибо они изобилуют поучениями, способными в любых обстоятельствах и в любое время охладить пылающее сердце.»
.3. Так что же такое Бхагавад-Гита? Это - лекарство от волнений и колебаний. Если вы в растерянности, вы должны просто повторить наставления Бхагавад-Гиты. Вспоминать Бхагавад-Гиту очень благотворно. Посмотрите на её эффект сами...
«Для души не существует ни рождения, ни смерти…»
«Мудрый не смущает ум невежественных людей…»
«Совершай свои действия для удовлетворения Вишну, тогда ты будешь свободен от материального рабства»
.4. Не правда ли, настраивает ум на определённый лад? Такая практика повторения стихов писаний называется мантра медитация. Имена Кришны следует петь, а тексты его наставлений можно повторять в качестве мантры. Мантра, это то, что умиротворяет ум. Ман – ум, трая – умиротворение или избавление от волнения. В данном случае, Арджуна повторял стихи Бхагавад Гиты в уме, вспоминал то, что сказал Кришна.
.5. Мантра – набор заученных слов, формирующих мышление в определённом умиротворяющем русле. Иначе, какой в ней смысл? Веды ставят акцент, что если практика мантры не приводит к умиротворению ума или ощущению счастья внутри себя, то она бессмысленна. Когда мантра звучит для ума, как некое утверждение, модель деятельности, это оказывает конструктивное воздействие. Неправильной мантрой или неправильными мыслеформами, наставлениями на непонятном языке, можно разрушить человека и общество. И правильной мантрой, упрощающей и умиротворяющей, можно создать хорошую, конструктивную атмосферу. Поэтому руководители стран разрабатывают гимн, который мог бы иметь созидательное значение для людей. Бхагавад-Гита – тоже своего рода гимн регуляции морали и духа. Гита, значит песнь.
.6. Бхакты предпочитают песнь бога в качестве психологической помощи друг другу и себе. Это важно отметить. Анализируя своё и чужое творчество на основе Кришна-бхакти, я пришёл к выводу, что все, что мы пишем, преходяще, а песнь бога притягивает всех тысячелетиями. По этому поводу я проделал следующий эксперимент. Я написал свободный пересказ избранных фрагментов Бхагавад-Гиты, т.е. своими словами. Идеи были те же, но слова другие. Я записал это на флешку в двух вариантах, от лица Кришны и от лица его представителя. Т.е. получалось в первом варианте «вручи себя мне», а во втором «вручи себя ему». Слушая оба варианта и сравнивая влияние, я обнаружил что тем же самым идеям веришь больше, если они говорятся от лица Кришны.
.7. То, что Бхагавад-Гита отличается от других писаний именно тем, что идёт от лица самого Кришны. Это бесспорно. Хотя, я встречал нечто подобное в писаниях бахаев, идёт обращение от лица бога, а не от лица его представителя. Это как-то сокращает дистанцию. Ум настраивается лучше. Наверное, это связано ещё и с верой, что я очень дружественен к Кришне. И речь, построенная от его лица, в угоду ему, а не в желании с этого что-то для себя, меня вдохновляет. Когда бывший гуру пытался использовать слова Кришны, чтобы заставить выражать почтение себе, я отвергал эти слова Кришны.
.8. Он говорит, что Кришна сказал предаться гуру, а я не верю ему… Просто не могу. Но когда он говорил, что надо стать бхактой Кришны, у меня возникало доверие. От лица Кришны и к его личности, связывающее с ним, именно это имеет наибольший эффект умиротворения для ума.
.9. Перебрав Бхагавад-Гиту на этот предмет, я обнаружил, что не все тексты Гиты можно отнести к обоим критериям доверия бхакты. Есть слова Кришны, но не обращённые на его личность, а скажем на карму, на йогу, на гьяну. Это для бхакт и составляет лёгкое недоверие. Если оба критерия, и от лица и к лицу Кришны совпадают, то это составляет наивысший процент доверия бхакт.
.10. Так, если Кришна говорит предаться гуру, Бхакта может это сделать, но с большой неохотой. Например, Кришна Чайтанья сказал Нитьянанде уйти от него на другую территорию и там проповедовать Кришна-бхакти. Нитая это очень огорчило, но он подчинился. Подобные наставления «от лица, но не к лицу Кришны» не умиротворяют полностью. Бхакта может и пренебречь тем, что они от лица Кришны, например как это сделали гопи. Кришна сказал им возвращаться к своим мужьям, когда те прибежали через джунгли в лес к нему послушать его флейту. Они не согласились, и Кришна принял их всех на своём танце мадхурья-бхавы. Скорее бхакты согласятся слушать послания «не от лица, но к лицу Кришны», чем «от лица, но не к лицу Кришны». Так, когда Уддхава проповедовал Нанде, тот не стал его слушать, т.к. его речи были хоть и о боге, но не к лицу его сына Кришны. Такова суть умиротворяющая бхакт. Если бхакта любит Кришну, то умиротворить его может только речь, возвращающая его сознание к лицу Кришны.
.11. Арджуна был другом Кришны и то, что Бхагавад-Гита для него звучала как величайшее откровение, легко представить. Если с тем, кого наставления вы слушаете, есть хорошие отношения или очень близкие, эти слова вдвойне важнее становятся для восприятия. Таков принцип гуру. Если гуру хочет, чтобы ученик думал о Бхагавад-Гите в полную веру, то отношения с ним важно строить на основании взаимопонимания, заботы и снисхождения. Если гуру увеличивает дистанцию и ведёт себя с учеником надменно, «не от лица Кришны, не к лицу Кришны», то он тоже станет думать о наставлениях Гиты, но отколется от гуру. Он будет доверять только Кришне, как я, а впитать вариант воспроизведения наставлений гуру не сможет. Барьер будет.
.12. Гуру должен быть прозрачной средой, не барьером, как сейчас модно. Если гуру ведёт себя «не от лица Кришны, но к лицу Кришны», это ещё терпимо. Но если он ведёт себя «от лица Кришны, но в барьер» это настоящие Кришна-бхакты не могут вынести. Их разлука с Кришной не позволяет им этого. Они готовы отречься от царства, как Пандавы, если Кришны для них больше нет.