«В этот век конфликты возникают по малейшему поводу, поэтому для нынешнего века шастры предлагают единую основу самоосознания - воспевание святых имен всевышнего. Люди могут собираться вместе и мелодичным пением прославлять его на своем родном языке, и если совершать это без оскорблений, то со временем участники этих собраний, несомненно, достигнут духовного совершенства, не прибегая к более суровым методам.»
.3. Кришна-бхакти легко и просто, для тех, кто хочет быть прост. Нужно всего-лишь организоваться в пении. Обсуждать славу Кришны можно только в обществе близких по духу людей. Иначе всё станет враждой и лицемерием.
.4. Пение не должно быть монотонным и рациональным. Таким пением никого не займёшь. Кришна Чайтанья бурно выражал чувства, когда начинал петь. Он привлекал толпы людей, которых взволновывали его переживания любви к Кришне. Если у нас самих нет чувств, то у кого они появятся, слушая нас? Мы, конечно же, должны постичь славу Кришны на столько, чтобы возникло это экстатическое веселье или печаль, страсть или привязанность. Что-то должно быть выражено внутри нас, чтобы пение оставляло впечатление. Иначе это – не бхакти.
.5. Здесь Прабхупада говорит, что прославлять Кришну можно и на своём родном языке. Почему бы не написать свои песни на русском и петь их помимо бхаджанов? Такие песни воспринимаются живее, но формалисты не приемлют этого. Они предпочитают более суровые и сложные для понимания методы. Но я рекомендую простым людям сочинять стихи и песни о Кришне, исполняя их в кругу понимающих их людей. Среди большой аудитории, главное, делать это корректно, стараясь выразить явные для слушателей стереотипы о Кришне, хотя наедине мы можем культивировать личные, своеобразные чувства. Должен быть личный, сокровенный бхаджан, в который никому, кроме Кришны не должно быть доступа. Нужно создавать Кришне атмосферу личного бхакти без бхавабхасы, наложения чьих-то ещё чувств, тем более негативных.
.6. У каждого человека свой вкус в музыке и естественно, что не стоит ожидать от большой аудитории однородной реакции на воспевание. Некоторых может раздражать то, что поётся долго, некоторых, что очень мелодично или сложно, не тем тембром голоса и им трудно подстроиться. У кого-то вообще может не быть слуха и им ваши мелодии безразличны. Т.е. когда поётся на такую аудиторию в основном, что сразу слышно по качеству их подпевания, лучше ничего не мудрить и петь упрощённо и тупо, как они того заслуживают. Иначе они неизбежно будут завидовать, а затем проклинать. В кругу же талантливых Кришна-бхакт можно петь красиво. Это – единственный аргумент против сахаджийского творческого раскрепощения во время воспевания. Зачем тратить энергию, если её некому воспринимать? Она должна быть направлена на Кришну обособленно тогда.
.7. Часто бывало, что когда я пел красиво, люди без такта и вкуса, начинали ворчать. Мол, зачем так красиво? Не сахаджия ли это? Поёт красиво, а бхакти там нет… Такие были соображения. Есть люди, которым зависть внушает, что красота, значит подделка. И вот среди таких странных людей нечего стараться. Нужно ещё до их проклятий оставить эту брезгливую компанию. А так, сахаджия может петь наедине красиво для Кришны.
.8. Вложены ли бхакти и любовь в воспевание, зависит от окружения. Если мы окружены подобными оскорбителями, то и любовь будет проявлена меньше. Скептики в бхакти подобны ложке дёгтя в бочке мёда. Из-за них никто не чувствует экстаз, даже Кришна Чайтанья. Мы не почувствуем экстаза воспевая на показ перед мирскими людьми, что делается на харинамах. В храме поётся по другому. Когда люди собираются понимающие, экстаз приводит к чёткому ощущению любви и бхакти. Так что это зависит не только от воспевающего и не стоит обвинять лишь его в том, что в воспевании не было чувств. Как я и описал, в зависимости от аудитории, можно стараться или не стараться.