.1. Мы уже выяснили, что Вьяса культивировал не Веды для людей этой эпохи, а сборник сказаний, повествований. Веды провалились как вариант для большинства т.к. вызвали лишь злоупотребление ими во имя власти. Жрецы начинали гордится, их свергали правители, правители начинали гордится, их свергали жрецы. И те и другие впадали в тиранию от допинга Вед и их свергали простые люди, сахаджии. Нужно быть внимательным к нуждам человечности людей, т.к. невнимательность к этому – дорога к свержению. Вьясадева понял, что он создал писания для элитарности жречества, что только взрастит их гордость и избранность и позволит им издеваться над шудрами, над женщинами, над выродившимися людьми. Поэтому он создал и альтернативу для этих людей, чтобы у них тоже была духовность.
«Движимый состраданием, великий мудрец решил, что это целесообразно, ибо позволит людям достичь высшей цели жизни. И потому он составил великое древнее повествование "Mахабхарату", предназначенное для женщин, шудр и друзей дваждырожденных.»
.3. Здесь утверждается, что в первую очередь, выправляя ситуацию, была создана Махабхарата, древний эпос. Он составил рассказы так, чтобы легко можно было перенять некоторые ведические советы. Но, как оказалось для самого Вьясы, эти советы не принесли ему блага. Настоящий смысл оказался в любви к Кришне, а не ведических советах. Детям, женщинам, простым людям лучше объяснять всё притчами и рассказами. И Вьяса составил эти рассказы именно ради такого наставления, постепенно переводя интерес человека с ведизма на конечную цель, любовь к богу. Теперь достаточно перечитывать эти рассказы и находить полезными вероучения в примерах, где развенчивается ведизм и воспевается бхакти. Это, как бы иллюстрированный притчевыми образами путь донести наставления, путь донесения их от противного, если люди привязаны к нему.
.4. Такой приём характерен для мудрецов. Мудрец не должен смущать умы невежд, привязанных к своей деятельности. Он должен внести туда элемент бхакти для его постепенного развития. Так сделал Вьяса. Он внёс бхакти в ведизм, для ведических глупцов. Не только Шанкарачария называл глупцами людей занятых ведическими истинами, сам Кришна в Бхагавад Гите называет таких людей неразумными, прельщающимися мистическим могуществом или мирской славой. Такие люди увлекаются Ведами и вот, чтобы используя их интерес привлечь их к темам бхакти, была создана Махабхарата. Ведизм в ней разбавлен бхакти, для постепенного его развития в людях, привязанных к мирскому и формальному пути Вед. Если присмотреться, ведизм выставлен там как препятствие любви.
.5. Составляя Махабхарату, Вьяса включал в неё много общественных элементов, социологии и политики, так дорогой сердцу мирским людям. Поэтому назвать Махабхарату сливками Вед нельзя. Это – всё ещё адаптация к мирским людям. Сливки - это Бхагаватам, где представлена суть наставлений Вед, а десятая песнь содержит их цель, коей и разбавляют ведические глупости. Десятая песня - сливки сливок Вед, сарам-сара-веда. В Махабхарату входит рассказ и о Кришне и о Пандавах - вайшнавах и наставления Бхагавад-Гиты. С этих рассказов интерес постепенно и пробуждается взглянуть лояльнее на личность бога и его наслаждения, которые мирские люди склонны считать деструктивными из-за зависти. Если мы поняли, что Кришна всеблаг, тогда нужно прочесть Бхагаватам, десятую песнь.
.6. Я рекомендую мирским людям, чьи чувства грубы, начинать знакомство с Кришна-бхакти по Махабхарате, привыкать к персонажам и стилю. Изучить входящую в её состав Бхагавад-Гиту, а затем читать Бхагаватам, если чувства становятся тоньше и презирать человечность Кришны не хочется. После Бхагаватам можно ничего не читать, чтобы понять что-то ещё, ибо это – полноценная основа учения бхакт. Но существует множество произведений о недавнем воплощении, о Кришне Чайтанье. Кришна-бхакты с восторгом слушают и читают о нём, так же, как о Кришне. Есть замечательные варианты пересказов о Кришне. Различные оттенки рассказов о Кришне радуют бхакт, но штудирования Вед не дарует вечно обновляемого вкуса, даже если разнообразить всё это. Перечитывать Пураны, Веды, уже попробовав их сливки, может и возможно, но внести что-то принципиально нового для эмоций не даст т.к. всё разбавлено водой философии. А сливки концентрируют все оттенки вкусов. Мы должны ориентироваться именно на эту основу. Если трудно, начинайте приучаться к ней через регулярное чтение Махабхараты, постепенно развивая вкус к беспримесной форме сливок Вед, десятой песни Бхагаватам.
.7. Всегда помните, что знания Бхагаватам достаточно, но наслаждаться бхавами отношений с богом можно до бесконечности в любых блюдах из молока. И это - следствие знания, если человека привлекает узнать о Кришне свежее молоко и сливки. Чайтанья - Чаритамрита в этом списке – свежие сливки Кришны, которые он дал своим бхактам.