.1. Шушрушу относится к Кришна-катхе, но не к философии. Иногда, лектор после лекции ждёт хороших вопросов. Если его слушали внимательно, размышляли над услышанным, то наверняка возникли вопросы. Прабхупада, иногда, настаивал, чтобы ученики задавали ему вопросы с вызовом, бросали ему вызов. Получив его, Прабхупада громил сомнения учеников. Так что и у сомнений и у вызова есть свой смысл в духовной науке. Нельзя сказать однозначно, что надо слушать так смиренно, чтобы полностью отключились мозги. Это станет не интересно любому лектору. Это глупо. Мы в Кришна-бхакти не на сеансе гипноза, а в живом общении, где вы должны искать связь того, о чём речь, именно с собой. Какое отношение всё это имеет ко мне?
«Чтобы правильно воспринять это трансцендентное послание, его нужно слушать со смирением. Вызывающее отношение к нему едва ли будет способствовать усвоению этого трансцендентного послания. В этой шлоке употреблено специальное слово, указывающее верный путь к пониманию "Бхагаватам": шушрушу. Оно означает, что человек должен стремиться слушать это трансцендентное послание. Первым необходимым условием является искреннее желание слушать.»
.3. Чтобы слушать без вызова, нужно что-то слушать уже истинно направленное, в чём мы уверены. Бхагаватам - это безупречная Пурана, как говорил Кришна Чайтанья. Бхагаватам составлен в пору духовной зрелости Вьясадевой, литературным воплощением бога. Говорится, что принимают и слушают его те, чьи сердца совершенно честны. Вьяса отверг всех своих учеников, свой престиж ведического гения и просто сосредоточился на Бхагаватам. Гауранга оставил занятия философией и позицию ведантиста ради Бхагаватам. Значит в этом действительно должна быть честь. Это значит, что всё на столько честно, что не вызывается сомнений. Так что стоит лишь смиренно принять к слушанию это произведение, как необходимые духовные качества проявятся сами собой. Сомневаться не приходится. Прабхупада пишет, что - это первое и самое важное, что нужно сделать, "шушрушу" - слушать честное произведение. Таковы рекомендации. Но…
.4. Кажется, что когда множество великих ручаются, то всё будет в порядке. Однако, каково же было моё удивление, когда я понял, что указания слушать без вызова или без критического анализа, оказывались порой лишь способом скрыть обман и мошенничество этими великими. Перевод Бхагаватам Прабхупадой был сделан ради прихоти корыстных людей держать общество в подчинении своеобразной религии гуру, которая не принесла никому, кроме кучки знатных особ в этом движении ни покоя, ни блага.
.5. Раньше я доверял, считая, что гуру не могут врать ни себе, ни другим. Я был наивным мальчишкой, даже защищая их интересы. Я всерьёз поддерживал их величие, споря с сомневающимися. Я надеялся, что те, кого я так боготворю, будут оправдывать мои ожидания. Но, столкнувшись с ними лицом к лицу, пытаясь говорить с ними о вере в Кришну, я убедился в том, что ими движет не забота об истине, а забота о власти над душами, которая ни перед чем не остановится. Если нужно затереть слова Кришны, они их затрут. Разочарованию моему не было предела. Я как дурак верил в обманщиков, пока их не проверил.
.6. Именно эту грязь обмана я стал глава за главой оттирать в Бхагаватам, замазанные слова Кришны и чистых бхакт. Моё недоверие Прабхупаде стало расти, а глаза открываться на реальность происходящего. Как же меня ослепляла моя надежда, что кто-то искренне хочет всем блага в этом движении. Мне потребовалось 20 лет, чтобы это понять. Как я мог ранее жить с такими противоречиями, которые ачария создал в целях сохранения утопичной авторитарности, рабовладельческой идеологии? Не удивительно, что всё потерпело крах и многие ушли из движения, которое люди со стороны не зря назвали сектой, т.к. так жить невозможно. Авторитарность не приводит общество к развитию, особенно в наше время. У людей оказывается недостаточно духовных сил и воодушевления что-то делать для тех, кто их просто подавляет вместо объяснения с ними и сотрудничества. Фанатики же продолжают и поныне давить на слепой авторитет, выдавая это за смиренное шушрушу.
.7. Если нам запрещают аналитические выводы, затыкают рот, чтобы вы не могли говорить о реальных сомнениях, это попахивает мошенничеством. Эти мошенники называют выведение их на чистую воду оскорблениями святых. Потому, введенные ими в заблуждение предпочитают проглотить обиду и тихо уйти, не желая, чтобы их ещё и прокляли, стали считать демонами и приговорили к убийству всего лишь за попытку сказать правду. Среди многих полезных комментариев существует множество лицемерия или лучше сказать развода Прабхупады. Пользуясь фанатизмом веры в честные комментарии, эта ложь, обожествление людей, существует, как паразит. Лозунг «сознание Кришны, как оно есть» оказался лишь гипнозом, чтобы никто не сомневался. На самом деле лучше сказать «сознание Кришны, как оно надо гуру», относительный, короче идеализм, на который никто из обычных людей не способен.
.8. Вы можете всему следовать? Да никогда. Поэтому вам предлагают быть вечным должником гуру, который типа даёт вам поблажку. Но вы должны отдать ему ваши деньги за это или служить как раб. Всё это – известная шпионская штучка, социальная инженерия, приём вербовки. Ничего честного в таких отношениях я не нахожу. Поэтому и спорю.
.9. Можно и нужно слушать недоверчиво, не доверяя тому переводу, что есть или не доверяя фанатично принимающим это писание, как безупречное в переводе. Согласно месту, времени и обстоятельствам всё может варьироваться. Это нужно делать хотя бы потому, что ни одна технология не работает как надо и трудно предсказать результат действия некого общего правила и механизма на нас конкретно, в виду различного жизненного опыта. Пусть критическое чтение не принесёт усвоения данного материала, о чем предостерегают, но мы извлечём фактическую пользу, останемся честны с собой, сохраним время.
.10. Я, например, жалею, что многие годы подарил служению общине и гуру. Не понимаю, зачем выражать почтение гуру, как богу, тем более, если я не вижу ничего божественного и восхищающего. Одной обещалкой манны небесной, сыт не станешь. Реальность совершенно не такая. Разрушится тело и психика, тогда будет не до небес вообще. Доиграемся. И жизнь это мне показывала много раз. Итак, мой опыт уже не позволяет слепо принимать никак неработающие догматы, опасные даже в чём-то. Я принимаю осторожно, лишь то, что усваивается. Мне нет дела до догмата, который не пригождается. Поскольку мне его настойчиво предлагают, я настойчиво его критикую, т.к. не собираюсь снова и снова слепо повторять свои ошибки с обожествлением людей и того, что им подходит. Я вижу, что гуру лгут в отношении того подойдёт ли это мне. И пока никто не переубедил меня.
.11. Критическое восприятие подобно тому, как хирург честно анализирует возможности вашего тела, что оно не суперменское, как вы о нём думаете. Он видит ваше тело насквозь, отвратительным мешком со слизью, плотью и костями и более ничего. Вы не бог перед хирургом. Точно так же для меня, как для критика, гуру – не всё и вся, а пусть одарённый, но человек. Мне недостаточно принять некоего человека гуру и замкнуться на этом, как на конечной инстанции. Так не получится. Это уже было и не помогло. Я вынужден спорить даже с членами семьи на счёт вкусов, не то, что с гуру на счёт вкусов души, т.к. я чувствую, что их советы не помогают мне. Гуру не понимает, что мне что-то не лезет и не подходит. Такие нынче гуру. Им всё равно, подходит вам духовная пища или нет. У них есть меню и будьте добры всё из него сожрать, сударь. Иначе вы демон по их канонам.
.12. Чтобы вас правильно наставлять, гуру нужно видеть ваши реалии, ваши ограничения психики и тела. Иначе он сломает в вас что-нибудь. Такая критика, насквозь режущая всё подряд, бессмысленна. Человек может войти в ступор и замкнуться, как это произошло со мной. Я стал отгораживаться. Это – защитная реакция. О каком шушрушу может быть речь в таком состоянии? Сначала нужно вернуть мне доверие к каким-либо гуру, а потом призывать к шушрушам всяким. Ясно, что это уже нереально. Опыт сильно осквернён. Слушать гуру, развесив уши, я не стану. Именно некритичное слушание и требуется. Одно только получается, слушать Бхагаватам. Многие его места я зашушрушил с удовольствием, т.к. всё честно в них.
.13. Можно читать спорные, болезненные и противоречивые места, бросать им вызов, если это укрепляет иммунитет. Как закалка... Если это будет укреплять веру, то такая критичность благоприятна и является своеобразной терапией. Однако, если нам не удаётся сохранять прану Кришна-бхакти или жизненный дух бхакты, если критика вызывает клиническую смерть бхакты в нас, то это является правом нашего противостояния. Ещё Кришна сказал, что смущать невежественный ум - бессмысленное занятие для мудрецов. Главное сохранить дух Кришна-бхакти. Если духу что-то угрожает под видом мудрости, что нередко происходит, следует проявлять своеобразное невежество противления, чтобы защитить этот дух Кришна-бхакти.
.14. Воспринимать Бхагаватам нужно стремиться оживляюще дух служить Кришне, рассматривая нелогичное и слишком сложное, как возможную ошибку и домыслы нам пока не нужные, т.к профанация ни к чему. Нужна честность. Если сказано в санскрите, что нужно стать бхактой Кришны, то не надо домысливать, что это значит предаться кому-то ещё. Это как раз для тех, кому простое указание кажется маловатым и им хочется усложнить и запутать. Но нам нужно быть ясновидящими. Кто-то может сказать, что такой подход продешевляет духовность. Я согласен. Даже на Кришну Чайтанью так говорили, когда он начал даром раздавать любовь к богу, устраняя искусственные препятствия кастовости и религиозности.
.15. Главное для нас, чтобы такое повествование производило чистую привязанность к богу без примесей религии, философии или кармического формального ритуализма. Если мы черпаем жизненный вкус любви к Кришне, нам нечего переживать по поводу того истинное наше учение или нет.
.16. Если мы чувствуем прилив здоровья, значит лекарство, которое мы приняли, действует без выявления аллергии или каких-то ещё противопоказаний и индивидуально подобрано верно. Для кого-то другого может быть принято совсем другое лекарство для этого эффекта. Всё зависит от конкретной личности и конкретной болезни. Нельзя всё лечить одним и тем же методом. В природе вещей такого нет. Если человек здоров, то ему достаточно простой профилактики в виде одного Кришна-бхакти. Ежели он болен, то часто используют примеси гьяны или кармы. Болен страданиями – гьяна. Болен наслаждениями – карма.
.17. Тот, кто сильно страдал, тому предписано отречение и философия нигилизма Вед. Тем, кто сильно привязан к чувственным наслаждениям, тем предписано жертвовать на храм и всё такое благочестивое социально. Последние являются часто инициаторами гнева первых, что слишком материалистичны, т.е. карма-йоги. А эти, так сказать карма-йоги, думают, что работой или деньгами они могут заслужить благосклонность бога, которому важно отношение, а не то, что мы делаем. Они продешевляют бхакти своими физическими заслугами и часто критикуют просто поющих бхаджаны. Это для них естественно в таком состоянии. Они живут и работают в миру, лишь изредка посещая храм и предлагая Кришне некоторые плоды своей деятельности. Даже если у них дома алтарь, им редко до него есть дело.
.18. Первых же можно назвать порой веда-вада-ратами или теми, кто отстаивает букву Вед, презирая мирскую жизнь и заодно и карми, когда те пытаются использовать мирские достижения для бога. Вместе я их называю прабхупади или прабхупадисты. Они стараются думать, что они – бхагаван или джагад-гуру, думая, что интеллектуальными заслугами можно купить это положение и отклик бога. Для меня нет разницы карма-йог или гьяна-йог. Оба типа несколько ненормальны. Эти прабхупадисты набирают учеников среди материалистов, о чём нередко сами признаются, как Бхактисиддханта Сарасвати, а затем их критикуют, будто в этом цель жизни. Суть в том, что принять таких гуру могут только материалисты. Истинные Кришна-бхакты не могут смотреть даже в их сторону, т.к. их внимание чисто устремляется к Кришне и им не нужны никакие гуру и последователи, т.е. они здоровы.
.19. Со всех точек зрения неестественная кармическая деятельность и философские занятия, если они не приводят к этой чистой бхакти Кришне, то они лишь ускоряют патологию духа, которая не приносит удовольствия Кришне. Лучше всего читать просто рассказы о Кришне. Даже если мы при этом что-то не знаем философски, всё будет в полном порядке, т.к. это и есть высшая деятельность сама по себе. Вот подтверждение из Бхагаватам.
.20. ШБ 8.23. 16. Могут быть несоответствия в произнесении мантр или соблюдении регулирующих принципов, и, кроме того, могут быть несоответствия, связанные со временем, местом, личностью и атрибутами. Но когда воспевается твоё святое имя, все становится безупречным.