.1. То, что именно кама или желание усладить свои чувства образом Кришны лежит в началах Кришна-бхакти, можно не сомневаться. Посмотрите на этот текст. Вишну говорит, что это наслаждение, даже в одно мгновение, может очень усилить освобождение человека от всех пороков. Это ощущал Нарада и Вишну специально подсластил ему пилюлю, дав разочек насладиться взглядом на него. То, что Кришна приносит это ощущение удовольствия вначале - основа дальнейшего стремления и потому, не стоит отмахиваться от очевидных вещей в бхакти, обоюдных наслаждений обществом друг друга бхакты и бога.
«О добродетельный, Я только один раз явился тебе, и то лишь для того, чтобы усилить твое стремление ко мне, ибо чем больше ты будешь стремиться ко мне, тем свободнее ты будешь от всех материальных желаний.»
.3. Начинающие бхакты могут и должны сильно хотеть обрести Кришну в качестве своего повелителя, сына, друга или любовника. Это приносит сильное наслаждение, которое ложится в основу дальнейших усилий. Без такого мнения о счастье, у бхакты не будет достаточно силы, чтобы превозмочь материальные препятствия и все сомнения. Вместо этого он запутается в бренных третьесортных отношениях. Чтобы превозмочь материальные чувственные наслаждения, мы должны заменить их более острыми духовными, а не избавляться от них, делая вид имперсонального святого.
этат камайа те нагха - для твоего сильного влечения ко мне.
мат-камах шанакаих садху - желая меня усиленно, святой
сарван мунчати хрич-чхайан - отбрасывает все материальные привязанности.
.5. Влечение к Кришне должно быть усилено, мат-камах шанакаир. Это - желание самого всепривлекающего. Мат-камах – желать Кришну. Желать его не является материальным чувственным наслаждением, которое усиливает нашу привязанность к материальному существованию. Духовное наслаждение усиливает привязанность к духовному существованию.
.6. Наслаждаться, это - естественная потребность. Неестественно наслаждаться материей, т.к. она преходяща и приводит затем к разочарованию и гневу. Такие чувственные наслаждения приземляют и нам нужно вернуть вечные чувственные наслаждения, наслаждаясь милостью Кришны, чтобы достичь высших миров, вечного прибежища. Наслаждаясь прасадом, наслаждаясь взглядом, ароматом, прикосновениями к Кришне в форме божества, можно излечить себя от жажды мирских удовольствий, мирских прикосновений, запахов и еды, к которым мы всё равно станем стремиться, как ни крути. Чем больше мы будем наслаждаться Кришной, который сам вручает себя бхактам для этого, тем свободнее мы будем от майи. Наслаждение Кришной - это милость, особенно для начинающих бхакт, а не разновидность материального чувственного наслаждения. Думать, что наслаждение Кришной – это мирская чувственность могут только имперсоналисты в результате убийства своих чувств.
.7. Их смущает такое понятие, как использовать Кришну для своего чувственного наслаждения. Нет такого понятия, как не наслаждаться получая его милость. Милость на то и даётся, чтобы её принимать и получать высшее удовольствие. Духовная энергия одухотворяет всё, что её касается. И мат-кама становится духовной причиной очищения, т.е. служением Кришне и движущей силой к нему. Кришна всегда наслаждается, даже когда кто-то его пытается использовать для своего наслаждения. Обычно Кришна-бхакты наслаждаются больше чем он, т.к. имеют дело с идеальным объектом любви. Так что наслаждения никак не избежать. Весьма глупо продолжать смотреть лишь на стопы Кришны, стараясь, чтобы не возникало наслаждение от его дружеского взгляда.
.8. Кришна и так ведь является владельцем всех живых существ и сам провоцирует более свободные чувства к нему других согласно своей милости. Мы от неё и зависим. Не может быть такого, чтобы бог себя позволил обмануть. Если бы он боялся этого, то появлялся бы на планете в виде гиганта, Гарбходакашайи Вишну, и тогда уж точно ни у кого не возникало бы идеи быть с ним на равных. Но он приходит как один из нас. Значит он хочет подружиться. Он даже мечтает быть обманутым чувствами бхакт, которые забывают, что он – бог, что он гигант. Он развлекается в любви ко всем, даже к низшим животным и деревьям, умея строить с ними высшие отношения. Мирские личности не способны на такое восприятие эмоций, на такую открытость чувств. Поэтому ему завидуют. Никто не способен повторить такую теплоту отношений. Её все считают отклонением, т.к. основное состояние общества – болезненная отчуждённость.