.1. В этом комментарии Прабхупада описывает, что самостоятельное чтение Бхагавад-Гиты может быть непосредственным общением с Кришной, если человек верующий. Некоторые говорят, что нужен гуру, что без гуру прочесть Гиту будет неправильно. Это верно для неверующих. Но для бхакт, просто само чтение Гиты - личное общение с Кришной и полное утешение. У них есть вера в его наставления. Иначе бы Арджуне Гита, без помощи гуру, не помогала бы, когда он бы её вспоминал. Но он был бхактой и верил в Кришну.
«Милостивый Кришна оставил великое учение "Бхагавад-гиты", чтобы можно было получить наставления от всевышнего даже тогда, когда он невидим для материальных глаз. Материальные чувства не способны воспринимать верховного всепривлекающего, но всевышний может воплотиться с помощью своей непостижимой силы, используя для этого материю, которая также является одной из форм проявленной энергии всевышнего, так чтобы обусловленные души могли воспринимать его с помощью своих чувств. Таким образом, "Бхагавад-гита" или любой другой звуковой образ всевышнего, явленный в словах истинных писаний, также является его воплощением. Нет никакой разницы между звуковым образом всевышнего и самим всевышним. Из "Бхагавад-гиты" можно извлечь то же благо, какое Арджуна получил от личного общения с ним. Верующий человек, желающий вырваться из тисков материального существования, может с легкостью воспользоваться "Бхагавад-гитой", и всевышний, имея это в виду, давал наставления Арджуне, как если бы тот нуждался в этом.»
.3. Потеряв Кришну из виду, Арджуна теперь находил с ним общение в таком виде. И Прабхупада говорит, что между личным общением и общением в наставлениях - нет разницы. Это тождественно. Арджуна припоминал сказанное и огонь разлуки, который жёг его сердце, погасал. Так что для бхакты Кришна-катха - некоторое воспроизведение общества Кришны.
.4. А для не бхакт - да, нужен гуру, чтобы добиваться у него значимости, как Кришна-бхакты. Они не верят в духовную, вечную связь с Кришной, т.е. они - не бхакты, и поэтому они хотят, чтобы кто-то их одобрил и благословил на это. Они - неверующие. И если гуру им внушает, что они - не бхакты, они легко поддаются этой иллюзии…
.5. И некоторые несерьёзные гуру смотрят на своих учеников, как на не бхакт специально, чтобы те продолжали быть их заложниками безверия. Такова майя, иллюзия. Выход из майи только один, оставить сомнения в своей связи с Кришной, вручить себя ему и начать ему служить с любовью и бхакти прямо с этого момента. Это можно сделать, как Арджуна, в своём сердце, просто перебирая наставления Кришны и веря в них. Это – бхакти. Это не получится искусственно, как подделка, вне реального общения с Кришной. Кришна присутствует в своих наставлениях. Если бы это не было служением Кришне и такая вера не доставляла ему удовольствия, то Кришна не просил бы «ман-мана бхава» - думай обо мне.
.6. Некоторые призывают не думать, а делать. Но они забывают, что Кришна-бхакти является действием в бездействии. Если мы думаем о Кришне, это служение делает много хорошего для других, т.к. Кришна – корень всего сущего. Нельзя отмести такое служение, в угоду деятельности. Тем более, что я практически убедился, что пренебрегая размышлениями о Кришне или Кришна-бхакти, деятельность пусть даже в служении Кришне - бренна и никому не приносит блага. Вы можете построить огромный храм, но в нём никто не захочет жить или возникнет ссора, если никто не научится думать о Кришне с любовью. Чего стоит такая деятельность, если ум остаётся неумиротворён? Этот вопрос задаётся в Бхагаватам. Мы должны задуматься над этим и решить, что для нас первостепенно, материя или сознание.