.1. Наконец царь Юдхиштхира это сказал: «Хридайенатма-бандхуна шунйо 'сми рахито нитйам» - самый близкий друг души опустошил твоё "я" потерявшись навсегда. Самая большая утрата - это утрата самого близкого друга души. Кришна является таковым. Когда он есть, всё кажется счастливым. Но когда его нет, мы чувствуем великое уныние. На самом деле, мы должны прийти к такому выводу относительно своего уныния. И если это - правильная причина депрессии, которая посещает всех эпизодически, то надо предпринять всё, чтобы вернуть ощущение общества Кришны.
«Или ты чувствуешь себя опустошенным, потеряв самого близкого своего друга, Кришну? О брат мой, Арджуна, мне не приходит в голову никакой иной причины твоего уныния.»
.3. Это значит, нужно слушать о Кришне, его играх и приключениях постоянно. Нужно рассматривать его изображения и служить его божествам. Мы должны воссоздавать бутафорию общения с Кришной. Даже Кришне это помогало, когда в Двараке сделали подобие Враджа, поставив куклы гопи, Яшоды, телят, пастушков. Кришна в острой разлуке приходил туда и это приводило его в более менее нормальное состояние. Поэтому, нам тоже нужна и внутренняя и внешняя бутафория Враджа. Нужно следовать по стопам Кришны. Мы должны с инженерным расчётом продумать все декорации для нашего ощущения Кришны 24 часа в сутки.
.4. Мы должны играть с ним, ходить, слушать его, прихорашивать его. Мы должны быть поглощены им. Тогда нас не тронет уныние, так извращающее нашу энергию, что лишает покоя. Арджуна не мог смириться с этим компромиссом. Может быть, он не знал, что был такой бутафорский Врадж. Реальный Кришна во много раз лучше. Бутафория - это всего лишь рахитский Кришна. Слово рахито - значит потерян. Когда мы потеряли Кришну, нам остаётся рахитизм. Выражение почтения божествам, для тех, кто вживую общался, на самом деле не может заменить реальное общение с Кришной, но в какой-то мере это – единственный выход, чтобы не сойти с ума. Это – тождество максимально приближенное к тому, чтобы поддерживать Кришна-бхаву. Иногда это помогает, а иногда нет, как матери безутешно, глядя на фотографию ушедшего сына. Хотя у Радхарани было изображение Кришны, она всё равно страдала от разлуки. Но жила… Без такого изображения или божества, я не думаю, что бхакта смог бы жить.
.5. Арджуна друг Кришны. Они проводили вместе много времени. Для взрослого сознания чувствовать дружбу уже не получается так остро, как чувствуют дети. Но всё же, сохраняя чистоту отношений это возможно. Так, для Арджуны Кришна был его силой. Почему? Потому что они многое делили вместе. Это называется сила компании. Если есть, кто разделяет с тобой твои занятия, то ты себя чувствуешь очень могущественным. Человеку важно, чтобы кто-то укреплял его веру, разделяя его занятия.
.6. Множество времени я провожу в полном одиночестве. Уже давно стало ясно, что единственный кто разделяет мои занятия - мой домашний Кришна. Куда бы я не пошёл, даже если в храм, я не чувствую, что кто-то разделяет мои занятия там. Там я резко теряю энергию. Мне хочется поскорее вернутся домой к своим божествам и сказать им: «Спасибо вам за близкую дружбу. Без неё я бы пропал.» Так, даже «рахитская» замена любви придаёт сил. Арджуна же отправится в Гималаи и по дороге оставит тело от тоски. Если бы я, как он, не находил своих божеств, своих отношений с Кришной, я тоже бы оставил тело от тоски.
.7. В храме есть божества, но с ними невозможны мои отношения. Это не тот дух выражения почтения. Там более Дварака, аишварья. Для меня такой Кришна в Двараке – совсем рахит. Он неполноценный для меня. Для других – он бог, а для меня – жалкое зрелище. И мало кто может понять, что это – свидетельство Враджа-бхавы. Я из Вриндавана и никто не заменит мне нисходящего до простых отношений Гопала… О каком гуру, равном Кришне может идти речь, если даже Вишну и Кришна в Двараке не может сравняться с Гопалом?