.1. В таком случае, святой не освящает, а оскверняет, т.к. большинство людей ему не кланяются. Это относится к принципам брахманизма, а не чистого Кришна-бхакти. Помнится, что узнав об этом, кланяться гуру множество раз меня заставлял лишь страх поститься. Разве это – истинное почтение? Не часто я кланялся по-настоящему. И что меня побуждало к настоящему почтению? То, что меня не заставляли это делать. Я мог поклониться любому бхакте, если находил его Кришна-бхакти вдохновенным.
«Домохозяин, который непочтительно относится к таким святым, - великий оскорбитель. Поэтому если домохозяин не поклонится святому, чтобы нейтрализовать это великое оскорбление, ему предписывается поститься в течение всего дня.»
.3. Постепенно, по мере отдаления от общества, я перестал бояться пренебрегать формальным почтением. Если их святые так опасны, что не поклонившись им невозможно освящаться и ты оскверняешься, то зачем с ними пересекаться лишний раз? Мало ли что ещё ты не делаешь перед ними, оскверняясь? Мой бывший гуру осквернил меня даже, когда я ему кланялся. Ему не понравилось, что у меня много сомнений и я не собираюсь просто так, тупо предаваться ему. Он осквернил так, что уже никаким постом не снимешь моё отвращение находиться в его обществе. Вот это – настоящее осквернение от общения. А то, что не поклонился, это не осквернение пока. Это – просто завышенные ожидания брахманов. Когда Шива не поклонился Дакше, тот взревел и стал его поносить. Пока брахман, Дакша не каркал, ничего не осквернялось. Но как только он решил покаркать на Шиву, спокойно занятого медитацией на образ Вишну, вот тогда всё осквернилось.
.4. Понимая людские тенденции, я могу сказать, что действительно во всём этом оскорбляет. Моя мать, когда первый раз приехала в храм Харе Кришна, сразу же возненавидела прихожан. Они стали ей навязчиво командовать личными отношениями с богом, как правило одёргивая высшие бхавы к низшим. Где стоять и как кланяться. Представьте, что в церкви тоже самое. Если вы стоите и не креститесь, на вас дурно смотрят. Вот это людское давление, если ты не кланяешься, оскверняет. И надо заметить, что в отношении Парикшита, Шамик риши даже не обратил внимание на змею, положенную ему на шею. Но люди вокруг обратили внимание и осквернение последовало от их реакции, а не от реакции святого. Святому не нужны ваши поклоны. Они нужны фанатикам вокруг него. И оскверняет не сам святой, если мы не кланяемся, а его общество прабхупадистов. Поэтому очень неразумно создавать вокруг себя общество фанатиков и учить их кланяться себе. Получается, что святой, позволяющий вокруг себя строить атмосферу почитания - недальновиден. Людская природа ведь перессорит на этом основании всех в обществе. Будет культ личности, будет давление и будет протест. Пока святого не обожествляют, у многих есть возможность его любить и считать его святым. Но, как только его обожествляют и начинается насильственное обращение людей в эту веру, люди теряют такую возможность. Не стоит канонизировать меня для потомков, т.к. я хочу быть им просто другом. Я прошу глупых прабхупадистов, кому нравится обожествлять людей и на основе этого отвращать от Кришны и высших бхав между бхактами, отстать от меня т.к. я не принимаю их такого служения. Пусть это служение принимают те, кто недостаточно духовно развит, кому доставляет удовольствие глумиться над человечностью.
.5. С этим принципом святой выглядит не блаженно. Поскольку святой бхакта очищающ блаженством Кришна-бхакти, то как он может быть распространителем оскорблений по сердцам несведующих домохозяев, не кланяющимся ему? Например, Шукадева не был сторонником таких формальностей, но собравшиеся брахманы все разом поклонились, повально, как это обычно бывает. Если старшие поклонились, то и все остальные валятся на землю, даже если не видят, кому все кланяются. Более того, тот, кому кланяются, не обращает внимания ни на кого, кто кланяется, не принимает поклонов, как это должно быть. Обычно имперсонализм и эффект толпы делает своё дело.
.6. Впервые я не поклонился в результате случайности. Просто не было куда упасть. Всё было завалено телами. Я был погружён в киртан и поздно соображал, что надо кланяться. Все места для поклонов были заняты, а когда все вставали, кланяться всем под ноги, как-то глупо. Кому ты кланяешься? Перед тобой десятки других ног до того святого, что зашёл… Бывало, что я вёл киртан и гуру сами давали мне знак не прерывать его. Постепенно я потерял весь страх. Я не кланялся и не постился за непоклонение и никто меня за это не осудил т.к. всем было всё равно в огромной толпе.
.7. А Шукадева был в огромной толпе брахманов. И он не обращал внимания на то, кланяются ли ему или потешаются. Если бы обращал внимание, то поскольку он младше их, то протестовал бы. Но он был в прошлом имперсоналистом и потому отнёсся ко всему происходящему безразлично. Только что его сопровождала толпа ребятишек, которые потешались и вот мудрецы и царь оказывающие почтение. Почему они поклонялись ему, а дети нет? И что ему было приятнее?
.8. Может быть, общество детей ему было проще и он подыгрывал им, как авадхута? Например, Нитьянанда был авадхутой и иногда, видя маленьких детей, играл с ними, словно маленький. Просто он старался сохранять сознание ребёнка. Так проще скрывать свои драгоценности веры от избегающих детей гьяни. Но в этом собрании мудрецов - начинается... Выясняются особенности его величия так, что теперь такие игры уже считаются оскорблением великого святого. Так же и с Кришной…
.9. Когда Кришна был на планете, он скрывал своё положение и был окружаем теми, кто не кланялся ему. Он был окружён друзьями, подругами, родителями. Все они относительно логики представленной здесь - оскорбители самого святого и должны поститься. Но это ведь не происходило и им всё сходило с рук по блаженной воле Кришны, т.к. истинным почтением к себе он не считал помпезность. Он считал им доброохотную любовь. Он старался, чтобы окружающие откликались на его любовь доброохотно.
.10. А теперь посмотрите... После прочтения об этом оскорблении, не будите ли вы кланяться из страха, чтобы не поститься? Таким образом, некто придумывает недальновидные обеты и этот дурной пример становится основной движущей силой, комплексом личности. Но эта сила движется не доброохотной бхакти, не сердечным личным чувством, а насилием общества и страхом наказания свыше. Такое сдержанное почтение называется религией и Кришна сказал оставить такое, не боясь, т.к. он поручается за нас сам.
.11. Очень важно понять, что боязнь быть личностью навязывается маявадой. Делается это при помощи глобальных, убогих религий. А поддерживается это при помощи террора. Террор – признак маявады в религии. Это – всегда попытка уничтожить разнообразие личностей, когда нет разума, как использовать их правильным образом. Убогие религиозные системы не обладают таким знанием и потому стараются подавлять личности, подавлять чувства и уничтожать, естественно неподавляемых личностей. Когда к власти стремится ограниченная таким образом личность, она вынуждена устраивать репрессии по отношению к личностям, чтобы иметь возможность придерживать власть. Мы знаем о таких правителях. Их маразм порой доходит до того, чтобы запрещать женщинам краситься и делать причёски. В гитлеровской Германии женщин расстреливали за накрашенные губы. Это было признаком личности, идущей против системы, а стало быть той, кем невозможно управлять узурпаторам власти бога.
.12. Нам крайне важно понять, что только Гопал может распоряжаться разнообразием всего сущего. Власть остальных, нередко - просто террор, основанный на религиях имперсонализма, вроде бы выглядящих ненасилием и спокойствием. В самой основе имперсонализма и в его причинах заложена большая агрессия в отношении к личности в духовной жизни. Мало кому удаётся это распознать за цветистым языком Вед. Имперсонализм – это инструмент глобального творения и уничтожения, но не поддержания. Религии имперсонализма творятся насилием и поддерживаются насилием над личностью. Кришна советует оставлять их, не поддерживать. Ненависть к разнообразию чувств – это апокалиптический гипноз желающих быть богами насильственно, незаслуженно. Попытка занять место Кришны всегда выявляет эти ограниченные существа с такой стороны. Мы должны быть достаточно разумными, быть для Гопала самим собой и не слушать более никаких так называемых богов и их религии самоуничтожения, будь они ради рая или ради ада.