.1. Если бы не этот комментарий, то высказывание о Ядавах, как о колючке, было бы трудно перевариваемым. Неужели вайшнавы или те, кто пытаются стать бхактами - это колючки? Но теперь всё становится на свои места. Те, кто занят, как колючка другими колючками - просто полубоги, на миссии по поддержанию порядка во вселенной. Но чистый Кришна-бхакта этим не занимает себя. Отсюда я делаю вывод, что в состоянии критики чего-либо я – не чистый бхакта. Для этой миссии я должен спуститься на уровень ниже. Кришна-бхакта становится эканта-бхактья только полностью поглощённый Кришной. А если идёт между ними выяснение отношений – это низшее занятие, заставляющее скатиться из духовного мира в рай и стать полубогами. «Шрила Вишванатха Чакраварти тхакур предполагает, что такие риши, как Шаунака и другие, слушавшие "Шримад-Бхагаватам" от Суты госвами в Наимишаранье, огорчились, услышав о том, что Йадавы погибли в безумии опьянения. Чтобы избавить их от этих переживаний, Сута госвами заверил их, что это сам всевышний побудил членов династии Йаду оставить свои тела и тем самым облегчить бремя мира. Всевышний и его вечные спутники явились на этой планете, чтобы помочь управляющим полубогам избавить мир от бремени. Поэтому он поручил некоторым близким к нему полубогам явиться в семье Йаду и служить его великой миссии. Когда миссия была завершена, полубоги по воле всевышнего оставили свои материальные тела, перебив друг друга в безумии опьянения.Полубоги привыкли пить сома-расу, поэтому им знакомо вино и опьянение. Иногда из-за своей привязанности к одурманивающим средствам они попадают в трудное положение. Однажды на сыновей Куверы, за то, что они были пьяны, обрушил свой гнев Нарада, но позже по милости Шри Кришны к ним вернулся их изначальный облик. Этот случай описан в десятой песни. В глазах верховного всепривлекающего и асуры, и полубоги равны, но полубоги послушны всевышнему, а асуры нет. Поэтому пример колючки, которую вытаскивают с помощью другой колючки, вполне уместен. Одна колючка, впившаяся всевышнему в ногу, несомненно, досаждает ему, а другая колючка, с помощью которой можно вытащить этот досаждающий предмет, безусловно, оказывает всевышнему услугу. Таким образом, несмотря на то, что каждое живое существо – составная частичка всевышнего, тот, кто досаждает ему, словно колючка, называется асуром, а тот, кто добровольно служит всевышнему - деватой, или полубогом. В материальном мире деваты и асуры постоянно враждуют, и всевышний всегда спасает деват от рук асуров. Но и те и другие находятся во власти всевышнего. Этот мир полон живыми существами двух видов, и миссия всевышнего - всегда, когда бы в том ни возникла необходимость, защищать деват и уничтожать асуров на благо и тем и другим.».3. Способного на эканта бхакти Уддхаву, Кришна отправил подальше от Ядавов. И Арджуна, и Юдхиштхира, и Видура, и Бхишма, наши герои рассказа, все они были воплощением полубогов, пришедшими к эканта-бхакти только после ухода Кришны, от разлуки с ним. Не смотря на это, такие колючки богу тоже нужны, как хирургу нужны его инструменты. Так что колючки - тоже слуги бога. Хотя эти инструменты могут убить, они же и лечат. Просто это занятие для полувоплощений, для шакти-авеша аватар. Но чистый бхакта не хочет быть такой аватарой. Он хочет непосредственного общества Кришны, игр с ним. Однако, как правило, всем приходится проходить через должности для борьбы, чтобы выучиться отбрасывать престиж ради любви. .4. Погрузиться в общение с Кришной бхакта может и сразу, перебирая его изображения или рассказы о нём, воспевая имена и вкушая прасад. Но это не так просто, если недостаточно упёртая вера. Поэтому множества беспокойств отвлекут. Сказано, что Арджуна забыл о наставлениях Кришны и снова скорбел от мирских забот и двойственной игры природы. Тамах, его поглотила тьма. Но, отбросив свой лук в этот раз и став вспоминать о словах Кришны, он стал вновь собран и спокоен, и теперь ему уже не надо было ни с кем сражаться. Мы должны делать так же, пока не избавимся от всех сражений. .5. Чувствуя скорбь, нужно читать о Кришне, и тогда мы будем высоко, т.е. достигнем положения вишока, избавимся от беспокойств. А полубогам, затрагиваемым беспокойствами, пусть будет это опьянение борьбой с двойственностью. Пусть они будут гуру, будут мудрецами, царями. Наша дорога с ними расходится на Кришна-катхе. Так и происходит. Это видно по тому, как те стараются препятствовать погружению в Кришну других, стараясь занять их энергию в своих полубожьих проектах.
|