.1. Эти слова мы можем обратить к личности, которая хотя и имеет ряд странностей, но рассказывает о Кришне так, что усиливает нашу веру и любовь. Шукадева, в отличии от теперешних гуру, старающихся держать марку, бродил голым и вёл себя безалаберно, как дитя, соответственно - сахаджия. И Парикшит его назвал истинным гуру, а не десятки и сотни выстроившихся с дандами гуру вокруг себя. Почему так? Потому что тот нёс чувство любви одним своим видом, и в речи, должно быть, и в мыслях он был таким же прекрасным.
«Ты - духовный учитель великих святых и бхакт. Поэтому я умоляю тебя: укажи путь, который может привести к совершенству каждого, а особенно тех, кто стоит на пороге смерти.»
.3. Говорят, глаза - зеркало души. Возможно Парикшит, ещё не слышавший ничего о Шуке, принял его за наполненные негой глаза. В них он увидел Кришна-бхакти и неспособность к мирской религиозности, травмирующей душу. Все остальные присутствующие были экспертами в религиозных травмированиях и представляли различные течения спорщиков, горя глазами так, словно вокруг все еретики, а их путь - самый правильный.
.4. У Кришна-бхакт отсутствует привязанность к признанию их обществом. Они считают себя самыми падшими для общества и преспокойно укрываются от падшующего их общества в ласковом и добром Кришне. Таким образом, они получают энергию блаженства. Их глаза становятся лотосными от счастья приятия Кришной их любви. Ведь более ни в чьём признании они не нуждаются. Все дома, так сказать. А гуру все сражаются друг с другом в жажде каждый своего признания у другого. Это - крайне бесполезное занятие, по мнению Кришны.
.5. Бхакта знает, что Кришна сам направит его туда, где ему место и не настаивает на признании временных контролирующих. Он полностью счастлив, т.к. снова и снова общается с Кришной, умиротворяющим его ум и чувства. Такая привязанность к общению с Кришной похожа на пружину в спокойном состоянии. Всякое отклонение, нажим, вытягивание, приводит к возвращению к Кришне снова и снова, когда состояние становится свободным. Пружина всегда стремится занять своё свободное положение. Препятствование бхакте приведёт лишь к тому, что он распрямится к другом месте и там будет любоваться Кришной, без препятствий. По сути своей, материальное тело – лишь ограничение этой пружины сахаджии. Общество и религия - так же. И бхакта определяется тем, как он выпрямляется, избавляясь от их нажимов.
.6. Это не значит, что он действует, как домкрат, используя энергию которого, можно перевернуть гору, хотя, Христос говорил так о верующих. Смысл веры не в том, чтобы перетаскивать или крушить горы, а в преодолении иллюзии заставляющей этим заниматься без воспевания славы Кришны. Если это не служит интересом к славе Кришны, то зачем эта нагрузка? Кришна- бхакта никуда не пойдёт, если там он не усилит интереса к Кришна-катхе, любви к Кришне. Зачем? В этом нет нужды. Хватает кому в материальном мире выполнять долг. Кришна-бхакта занимается лишь своей любовью к Кришне.
.7. Бхактивинода тхакур писал в молитвах Шаранагати, что если родственники и друзья – искренние Кришна-бхакты, он счастлив заботится о семье Кришны. Но если они - не бхакты, он не находит никакого смысла в этом.
.8. Всегда трудно определить роль в служении Кришне и потому признать бхактой того или иного бхакту. Я научился это делать. Например, моя мать не следует ничему, что выдавала бы в ней бхакту, но если бы не её поддержка, у меня не было бы божеств, не было бы комнаты, не было бы времени, чтобы писать комментарий к Бхагаватам. Её жизнедеятельность служит Кришне, является косвенной частью служения ему. Она даже об этом не догадывается, просто поддерживая меня материально. Иногда она проникается чувством к Кришне и приносит на алтарь цветы и фрукты. Брат точно так же был скрытый завесой бхакта. Когда звучала молитва «Говиндам-ади-пурушам», он преображался и плакал. Говорил, что только бог может заставить его плакать.
.9. Некоторые склонны считать, что я рождён в семье негодяев, демонов и потому я - демон, не смотря на то, что славлю Кришну. По крайней мере так считал мой бывший гуру. Но я считаю его демоном, т.к. в отличии от моих родных, он пытался стать на место Кришны в моей жизни и пытался препятствовать любви к нему. Мои же родственники, хотя и не на столько стремились возвыситься материально, имели хотя бы некоторые чувства бхакти, позволяющие понять первенство Кришны для бхакты.
.10. Мы все выполняем какие-то роли здесь, но умение разглядеть за ними то, что мы - бхакты Кришны – редкое качество. Служит ли наша семья Кришне? Определённо служит уже тем, что поддерживает нас в чём-то. А раз служит так Кришне, не прогоняет его, то почему бы не заботиться о доме, в котором возможно Кришна-бхакти для нас? Известны случаи, когда бхакта заботился и о тех, кто мешал им служить Кришне. Прахлад просил Нрисимхадева простить Хираньякашипу. Нрисимхадева не только простил его, но и сто поколений потомков и предков, а так же повелел Прахладе заботиться о царстве демонов, чтобы те практиковали Кришна-бхакти. Это трудно, но Прахлад был очень милостив и способен был раздуть искру бхакти даже в негодяе, таком, как его отец, заботясь о его будущем благе.
.11. Прахлад не был гуру. Ему было всего пять лет. Благодаря бхакти всевышнему он стремительно возрос, не смотря на преследования со стороны его гуру и отца. Он возрос на столько, что был единственным, кто мог приблизиться к богу, который был в великом гневе на Хираньякашипу. Так он стал выше Брахмы и выше Лакшми по степени бхакти. Он подошёл и сказал: «О, бхагаван, я не боюсь твоего устрашающего облика. Ты всегда добр к своим бхактам.» И бхагаван успокоился, посадил Прахлада себе на колени и погладил его. Бхакти утешает гнев. Она из чудовища может сделать доброго принца. И Прахлад был таким умелым бхактой. Привязанности Прахлада к Нрисимхе хватило на столько, что он престал негодовать по поводу демонов, простил их. Поэтому, для демонических существ, которые склонны обижать бхакт и самого всевышнего, единственной надеждой является такой любящий ребёнок, способный за них помолиться, закрыть своей привязанностью от негодования бога. Даже если последователи бхакты - грешники, если тот обладает любящим сердцем, они будут прогрессировать и постепенно избавятся от страха и сомнений в боге. Тот, кто может утешить бога и примирить его с нами всеми, тот является чистым бхактой. В то время, как гуру различных обществ, не в силах найти примирения. В том числе и я. Я не говорю, что я совершенен. Я лишь знаю совершенных.