1 июля
Город Андреевщина... Второй день... Отдыхаем...
Нитай Гаурасундара снова оделись, словно переиграли всех шахматистов по комбинациям. Бхакты ходят и поют, глядя на них заворожено, особенно матаджи.
Одежды - чистого малинового цвета, с голубыми узорами по краям. Нитай Гаурасундара ощутимой глубиной чувств вошли в мой разум, и я одел божества в полнейшем трансе, еле держась от потягушек, которые выходили от восприятия моего наполненного сердца нескончаемым потоком чувств, при экстатичных заботах о божествах.
Вот эти стопы, красоту которых я стараюсь ощутить. Каждый пальчик стопы сияет, как полная луна. Гладкая и безукоризненно чистая поверхность стопы, создает впечатление, что это – очень мягкая "подушка”, куда следует положить голову на хранение, подальше от стрессов. Если относиться к своей голове как к какой-то хрупкой или ценной вещи, то лучшего места хранения не найти. Это - извечная подушка падающих, но не желающих разбиться.
Стопами божества стоят на лотосе, мягком от желтой пыльцы. Одежды сегодня одеты необычно. Пояса увенчаны по бокам чадарами, которые оттопырены уголками. Плащи образовали посередине, со стороны голубых узоров, головные уборы, а концы свесились вдоль спины и тоже оттопырены, как чадары.
Как же всё-таки нежны желтоватые пояса и браслеты на предплечьях! И на шеях - такие же украшения... Целых три типа браслетов у божеств сегодня на руках: жёлто-голубые пластинки, красные шарики и розово-полупрозрачные.
Бусы так же четко подходят к костюмам, как нарисованные. Словно это - вечный образ из сердца. На головках одеты, сперва головные уборы, сложенные в тюрбан из плащей, а на них так удивительно разложены прекрасные черные волосы Нитай Гаурасундары. Они так прекрасны, что им не нужны никакие украшения, но лежащая на них золотая цепочка с колокольчиками стала прекрасней.
Над ровной, прекрасной тилакой на лбу каждого божества расположен большой бисерный цветок розового цвета, а за головой –розовый ореол, с белоснежным и синим бисером. На пальчиках рук и ног - колечки. В общем, это - необыкновенное зрелище...
Магнитные улыбки, которые они мастерски бросают, смотря на каждого, сейчас овладела моим сердцем. Я хочу служить им вечно. Как это сделать?
2 июля
Едем далее. Вчера был мощный концерт на двести человек во дворе школы. Эта школа осветилась не только нами, но и, так сказать, нашими волами, завалившими навозом весь внутренний двор школы. Мне ещё вообще-то можно было где-то сделать омовение... Некоторые бхакты разъехались по домам... Пусть Кришна хранит их души. Вот и Днепр... Одежды у божеств - сиренево-тёмные.
3 июля
Выехали из школы в Крапивна. Как всегда Нитай Гаурасундара, в экстазе Кришна-премы, танцуют во всю... С каждым днём этот танец всё слаще и слаще для них, ибо они так красивы при этом. А мы, их маленькие частички, наслаждаемся тем же нектаром, глядя на них, как им хорошо. Что ещё искать?
Вот пахнуло лёгким, летним ветерком от этих восьми лотосов стоп, что находятся всего лишь на расстоянии моей протянутой руки... Эти стопы топчутся на цветах, свежих розочках шиповника, которые я выхватил где-то по дороге. Как везёт этим головкам цветов! Ведь они непосредственно, обняв стопы божеств, при всех, могут лежать, прижались к ним... И Нитай Гаурасундара взяли на себя полное покровительство над этими действительно освобождёнными душами. Почему я не столь удачлив, что меня бы за это выгнали бы от сюда? В моём сердце есть цветок, и я так же хочу прильнуть всем сердцем к стопам Нитай Гаурасундары...
Так одеться, как это сделали сегодня Нитай Гаурасундара, мог только сам всепривлекающий. Я мог им только помогать... У меня самого нет таких качеств... Я никогда не щеголял в красивых одеждах, а если и пытался, это выглядело скорее смешно, чем восхищающе... Но тут, моими руками действовал всепривлекающий, управляя своим взглядом, говорящим мне, что ему нравится, а что нет. Если кто-то сосредоточенно посмотрел бы на них, то неминуемо сошёл бы с ума, как гопи, молящиеся отнюдь уже не так, как обычные бхакты:
"Дорогой Кришна, твоя юность сделала тебя единственным духовным учителем этих юных девушек. Ты учишь их перешёптываться между собой, возносить возвышенные молитвы. Ты учишь их обманывать своих мужей и искать твоего общества по ночам в садах, забыв о наставлениях старших. Ты приводишь их в восторг звуками своей флейты и, как и подобает учителю, учишь их всем тонкостям любви..."
"Наша привязанность к Кришне на столько сильна, что от её зноя увял лотос нашей разборчивости, и мы теряем голову, встав перед выбором, оставаться ли нам целомудренными женщинами, в системе варнашрамы, или пасть жертвой красоты Кришны. Дорогая подруга, по-моему наше положение в обществе - безнадёжно..."
Итак, и моё положение не менее безнадёжно... Я могу всего лишь описывать красоту и игры Кришны в любимых его экстатичных воплощениях, и мне уже сейчас кажется, что более мне нечего спасать обывательскую, военно-патриотическую, религиозную честь, дорогую тем, кто просто не видел Кришну, его милость, одухотворение всех чувств, не только чувств сентиментального пуджари. Признание Кришной моих сантиментов – цветочки по сравнению с чувствами гопи, которые дарили ему поцелуи и объятия... Но всё равно, общество жестоко воспринимает даже священнослужителя божеств, который просто ухаживает за их стопами чуточку внимательнее и личностнее, находя вдохновение...
Я больше, чем уверен, что из-за чистой любви придётся потерять положение в обществе, даже в обществе единомышленников т.к. наверняка будет зависть, соперничество, а затем клановое доминирование. Это видно по взаимоотношениям даже ближайших к Кришне гопи, родных сестёр, Радхарани и Чандравали... Они боролись за право провести с Кришной вечер... И что мы можем поделать с этим, если даже они считают свои чувства и служение более правильными, а чужие - неправильными? Так устроено... Именно поэтому Кришна принимает множество форм, чтобы его бхакты не передрались за милость, не поуничтожали из-за тесноты то прекрасное, что они делают для него. Поэтому нужны божества, нужны личные божества, в конечном счёте.
Мы стесняем друг друга своими фобиями, запрограммированными и обожествлёнными представлениями о возможностях, которые рушатся любовью, так уж она устроена... Так уж получается, что общество защищается от личностей, сконцентрировавшихся на своей любви к божествам для большего её качества, а личность начинает защищаться от общества, завидующего таким возможностьям из-за смелости и непривязанности к престижу в нём. Я думаю, что чем сильнее личная привязанность к божествам – тем меньше людей тебя понимает и больше презирает т.к. ты отрываешься от их клана и усреднённых, не вызывающих особой зависти, норм... Скажем, пуджари, который хочет избежать травли в обществе «сознания Кришны», не должен рассказывать о своих взаимоотношениях с божествами. Ему будут завидовать, так же как и правам Кришны на индивидуальные отношения с ним. Таково это общество и ничего с этим не поделаешь...
Во имя своего лидера, гуру, а не будь его, во имя Радхарани или другого спутника, общество найдёт повод счесть чужие взаимоотношения неправильными, даже если те доставляют удовольствие Кришне. Это всё равно, что Чандравали, в присутствии Радхи, рассказать, как здорово было с Кришной сегодня вечером... Радхарани, обычно, не приветствовала эти разговоры... Это ударяло по её чувству собственничества над Кришной... Это чувство собственничества есть у всех... Особенно это прослеживается в мании обществ и их гуру, запрещать другим взаимоотношения с Кришной, травить их всевозможной критикой, даже когда те не зависят от них и принимают прибежище у другого воплощения божества. Надо понять, что если мы имеем сильные чувства к Кришне, у нас будет мало союзников даже среди его ближайшего окружения. Пытаться всем спутникам понравиться – утопия. Так чего же ждать от общества преданных в этом мире? Поэтому я буду оставаться собой для божеств, их прославителем и объектом милости, не смотря на ворчания всех соперников и соперниц.
Да! Нитай Гаурасундара танцуют, из-за чего их обрамлённые голубым и розовым макраме, чёрные, с узорами, чадары разлетелись по сторонам. Такие же, но перерезанные посередине набедренные накидки, раскинулись у каждого с пояса на плечи с внутренней стороны, где обе и соединились. Зелёные, ярко переливающиеся блестяшками, дхоти и рубашки, обрамлены так же, как и чадары. Но, как одеты?! Как это прекрасно на них!
Кажется, словно в танце, Нитай Гаурасундара слегка присели и их округлые бёдра, животы и груди, подобные архитектурному порталу непревзойдённого зодчества, устраняют полностью интерес к мирской жажде наблюдать чьи-то убогие, стремглав проносящиеся, формы. Я обрёл верховного наслаждающегося с такой красотой, соприкасаясь с которым, и мои все мои чувства обретают покой. Они пьют чистый нектар.
Самое главное в духовной жизни – позволить себе естественную привязанность к Кришне. Просто благодаря привязанности из любви можно легко достичь и знания и отречения, в их конечном смысле, как это сделали гопи. Знание и отречение - не средство совершенства, а следствие даже одного шага к совершенным отношениям с богом. Эти отношения есть у каждого. Мы просто не осознаём свои возможности начать с этого, держаться за такое, и потому страдаем. Мы служим бесчувственно - значит косвенно наше служение. Мы делаем много, напрасно ожидая за свою работу самадхи потом, но мы не получим его, без усилия делать служение с любовью прямо сейчас.
Самадхи начинается с самого начала служения божествам и продолжается до конца. Любовное настроение, бхава, чувство, любовное служение, только любовная аскеза, благотворительность, всё должно быть только из любви. Без прибежища чувств бхакти, тесных чувств с личностью бога, работа - совершенно напрасная трата времени и сил. Если не было любви – ничего не было. Но если был глубокий резонанс чувств, поглотивших душу, даже если стимулом служило вожделение, как это было у гопи, то мы достигли совершенства, лишь одним взглядом, одним словом, одним чувством, одним мгновением, одним движением, не совершая изнуряющих подвигов... Люди гордятся подвигами, страданиями, отуплением себя. Мало кто гордится свежестью чувств, умением наслаждаться отношениями. Между тем – это настоящий подвиг на фоне всеобщего страдания и вражды, использующей чувства любви как уязвимость. Продолжать любить и наслаждаться – это удел настоящих героев духовного мира, где наслаждения в миллионы раз превосходят те, которым здесь завидуют столь старательно, с религиозным остервенением. И я выбираю быть в мире любовных переживаний, не смотря на зависть и злобу, в отношении этого, обитателей мира пессимистических иллюзий...
Поверх разнообразных украшений на груди божеств висят гирлянды из ромашек. На каждой руке и ноге есть разных цветов перстни: красный, голубой, зеленый и золотой. Брахманский, белый шнур и кантхималы обняли нежные шеи божеств. Огромный головной убор на благостных головах Нитай Гаурасундары.
Поверх черных, чистых волос, аккуратно зачесанных по плечам назад, расположен округлый тюрбан, образованный ярко -малиновыми и зелеными материалами. На нем основался веер из павлиньих перьев. Рядом, со всех сторон подходящие, зеленые да красные веерочки... А синие цветочки - возле ушей... Розочки венчают в центре этот шедевр.
Лотосные лица эти - это океан, из которого я черпаю все свои силы. Эти двое - явно хорошо питаются, ибо у них полукруглые, полные здоровья щечки и подбородок еле виден, как у разбалованных малышей. На этих щечках - узоры ромашек из тилаки... Ямочки на уголках губ подчеркивают в их улыбках необъятное блаженство. Очаровывает чистый, красивый носик, над которым красуется тилака на лбу.
Глаза же, огромные, широко раскрытые, с черными от поглощения всей любви ресницами и бровями, словно оплодотворяют нас ею, когда мы получаем их взгляд обратно.
Когда наши сердца похищаются счастьем лицезреть воплощение бога, ничто не может заставить нас оставаться примерными членами общества, мешающему этому общению. Яшоматинандан Кришна не жалеет о том, что заплатил за Нитай Гаурасундару потерей репутации в обществе зависти сознанию Кришны...