.1. Святость ещё не значит быть абсолютно идеальным. Идеальность для всех не существует. Святой для одних будет грешным для других. Это – закон дхармы. Даже если материальными примерами объяснить, получается, что святой шудра, честно выполняющий работу - это осёл для брахмана, т.к. его дхарма есть образование. Точно так же одна душа другой, в зависимости от сварупы, может казаться святой или дурацкой. И это неизбежно. Поэтому искать одобрения всех – это утопия. Этого не будет никогда. Т.е. удовлетворение публичных гуру – это лже-религия т.к. гуру в конечном счёте хочет видеть свою природу в нас, а мы индивидуумы. Черпать удовлетворение нужно только в своей любви к богу.
«Все различные атмарамы [те, кто черпает наслаждение в атме, духовном "я"], особенно те из них, кто утвердился на пути самоосознания, желают нести беспримесное Кришна-бхакти личности бога, несмотря на то, что уже освободились от всех материальных пут. Это означает, что всепривлекающий и всерадующий обладает трансцендентными качествами и поэтому привлекает всех, в том числе и освобожденные души.»
сута увача
атмарамаш ча мунайо ниргрантха апй урукраме
курвантй ахаитуким бхактим иттхам-бхута-гуно харих
.4. Этот текст можно комментировать по-разному и Кришна Чайтанья это показывал Санатане госвами. У каждого слова может быть множество трактовок и весь смысл меняется. Трактовок может быть бесчисленное множество, в которых можно черпать различные качества служения Кришне. Это отнюдь не является спекуляциями или жонглированием словами, как любят определять прабхупадисты. Следуя их логике спекулятором является и Гауранга, давший различные толкования этому тексту. Но т.к. Гауранга бог, они не рискуют его так определять. Я приведу лишь три трактовки, зависящие от значения слова апи. Первая уже была, а вторая и третья получается такой:
.7. В первой трактовке смысл в том, что Кришна всех привлекает и от этого не спастись даже атмарамам. Естественно, что они будут падки на Кришна-катху. Во второй трактовке смысл в том, что служения Кришне достаточно, чтобы победить все отвлекающие соблазны. Если оно полноценное, прикрывает все потребности взаимоотношений с кем-либо, ничто не сможет повлиять на бхакту, который полностью счастлив. А в третьей трактовке смысл в том, что занять себя Кришна-бхакти можно только отринув все путы специально. Таким образом, в зависимости от значения одного слова апи, Кришна-бхакти и цель и средство и трансцендентный козырь даже для неказистых людей. Этот текст комментируют десятками разных способов, беря пример с Кришны Чайтаньи и это говорит, что догматика должна быть разносторонней, а не авторитарной.
.8. Мирская пустота тебя побуждает искать Кришну или Кришна-катха отвращает от мирских идей, не важно. Три пути приемлемы. Кришна сказал об этом Уддхаве. Для страдающих, привлечение к Кришне происходит через гьяну и отречение, после чего они начинают собранно практиковать Кришна-катху, становясь чистыми Кришна-бхактами. Для наслаждающихся, это происходит через погружение в храмовые дела. Получая свою выгоду в отношениях варнашрамы, они так же находят стимул слушать о Кришне и становятся чистыми Кришна-бхактами. А чистые Кришна-бхакты, которые и в крахе и в выгоде находят значение Кришна-катхе – всегда чистые Кришна-бхакты, давно пройдя все колебания двойственности.