Глава 17
Арджуна спросил: Каково положенье, о Кришна, скажи же, того, кто веленья
Священных писаний не слышит, поправ, а думает, что он и сам всюду прав?
Он в чём, в добродетели, тьме или страсти?
И бог наставлял, избавив от напасти:
*
Вера трёх видов бывает, Арджуна,
В основе которых, естественно - гуны.
Согласно влияний тройственных качеств,
Вера видала много чудачеств.
Люди по благости полубогами
Лишь восхищаются, служат благами,
Страстные ракшасов, якшей лелеют,
Призраков, духов в невежестве зреют.
Кто чрез тапасьи проходит, аскезы,
Из гордости к славе отшельников лезет,
Из побуждений своего вожделенья -
О боге не ведает и представленья.
Глупый, терзает он тленное тело,
Сам - эгоист, но скрывает умело.
Тем параматму он не уважает,
Храм своего тела уничтожает.
Пища бывает тоже трёх видов,
Аскезы в трёх гунах для всех индивидов.
Благотворительность так же из трио,
Ягьи любые тройственно кривы.
Пища для благостных, их добродетель -
Жизнь очищает, её благодетель,
Для долгожителей, силу вселяет,
Дарит покой и исцеляет.
Пища такая - приятная сердцу,
Сочная, свежая, без лишнего перца,
Так масляниста, здорова, чиста,
По запаху, виду - одна красота.
Пища солёная слишком, сухая,
Пряная, острая - страсть заводная.
Слишком горяча, кисла - это в страсти,
Болезни, страданья несёт и несчастья.
То, что с остатков протухших продуктов,
Безвкусно, испорчено гнилостью жуткой,
Много часов ждало употребленья -
Пища для света души затемненья.
Жертвы по шастрам, в качестве долга
Теми, кто к истине следует долго,
Не в ожиданье награды на свете,
Слыли, слывут, что они - добродетель.
Если они гордецом совершались,
Выгоды в чём-то от них ожидались,
Жертвы такие - поборники власти,
Люди такие подвержены страсти.
То, что и в шастрах нигде не писалось,
Жертва такая - в невежестве, сталось,
Без бхагавата прасада, моленья,
Без веры, священников вознагражденья.
Тел аскетизм - поклонение богу,
Брахманам, старшим, учителю, йогу,
В чистых привычках, простом поведенье,
Отвергнув насилие и в тьме вожделенье.
Речь аскетична в ведическом знанье,
Словами приятными науки познанья,
Не беспокойным правдивым тоном -
Речь благотворна. Не нужно иного.
А простота, очищение жизни -
Есть аскетичность ума. В укоризне
Чувств материальных, глупых стремлений.
Ум аскетичен во время лишений.
Если тапасья с духовною верой,
Выгоду если не ждут с длинной мерой,
Коль ради бога, кто есть свидетель,
Она называется лишь добродетель.
А воздержание в гордости, чести,
Чтоб поклонялись ему на том месте -
В страсти, не может и быть постоянным,
Твёрдым поступком, как есть, покаянным.
Глупость принять истязания тела,
Вред причинять и погибель без дела -
В гуне невежества эта тапасья,
Не принесёт и потом она счастья.
Благотворительность долга пред богом,
Что бескорыстна, во время святого,
В месте достойном, достойной душе -
Есть в добродетели жертвовавший.
К страсти относится тот благодеятель,
Кто что-то потребует, вас заприметив.
Он неохотно и так согласился,
Теперь сожалеет, в расчёты пустился.
В нечистом районе, не в должное время,
Милостынь поданная - только бремя.
В гуне невежества, без уваженья,
Личности падшей пошла в развращенье.
*
Сначала было слога три для бога почитанья.
Ом тат сат – что ни говори, вершили все собранья.
Служенье богу слогом «Ом» пусть начинается.
Всё будет лишь тогда в святом, бог почитается.
Как в шастрах сказано, верши все жертвоприношенья,
Благотворительность, служи, аскез прими решенья.
И не желая получать взамен благодаренья,
Слог «Тат» произнеси познать душой освобожденье.
*
Абсолютная истина, цель чистых бхакт,
Обозначена так лаконично, как «Сат».
И те, кто свершают пред ней покаянья,
«Сатху» зовутся в свете писанья.
Для удовольствия личности высшей,
О Притхи сын, для вечного Кришны
Благотворительность, жертвы, аскезы
Будут вечны и духовно полезны.
Жертвы, которые ты предлагаешь,
Благотворительность, как поступаешь
И воздержание, если без веры
В бога, сын Притхи - просто химеры.
Непостоянные в сумрачном свете,
Асат называются действия эти,
Они бесполезны в жизни сегодня,
В будущем – тоже с иллюзией сводня.