Глава 5
*
Арджуна поразмыслил, не поняв ничего
И обратился к Кришне ещё раз от того...
О, Кришна, Ты велишь мне бездействовать, затем
Ты призываешь в бхакти, в любви, работать всем...
Скажи, прошу, конкретнее, чего избрать из двух?
Когда одно принял ты, к другому будешь глух.
*
Ответил бог: И там и сям ты пользу извлечёшь...
И там и сям свободу душе ты принесёшь...
Но, всё же, лучше в бхакти, любовном и святом,
Чем в полном отречении. Труднее просто в том.
Кто просто не стремящийся к плодам своего труда,
Не презирает их, считая, что это – ерунда,
Он тоже в отречении, не носит он оков,
Он без отождествления с собою всех плодов.
Невежды болботливые без толку говорят,
Что бхакти это плохо. Лишь в отречении свят...
Но мудрые поведают: приняв такой вот путь,
Обеих достигают вершин. Такая суть.
Он есть, на одном уровне учение и труд.
Посредством изучения избавишься от пут,
Такого ж положения в служении святым
Достигнет трудоголик, не будет он пустым.
Но в трансе отречения не счастлив человек,
Кто чувства не используя, прожить мечтает век.
Мудрее вечно занятый вручением всего
Божественному целому, где он лишь часть его.
*
Чистый душою служитель Хари дорог всем сладко,
Что чувства и разум с зари до зари не подвергает нападкам.
Трудится он, но не связанный делом, на деле
Всё видит в боге своём... В нём да не все ли?
И, пребывая в божественном знанье, хоть видит и слышит,
Спит, осязает, вкушает, трудится, дышит,
Всегда понимает в спокойствии праведных мыслей,
Что сам он бездейственен. Как бы ни кисли
Чувства, по миру летящие, часто меняясь,
Сам по себе в стороне дух там, знаешь...
Даже глаза открывают природы законы,
Ты говоришь, не свои обсуждая каноны.
Желудок набьёшь – и то материально. Не ты, вишь...
Это - рефлексы, природные вехи майи лишь.
Кто выполняет обязанности беспристрастно,
Всевышнему богу вручает плоды не напрасно.
Словно как лотос не замочится водою,
Последствия не пристают к нему грешною мглою.
В духовном сознании йог использует тело,
Разум и даже чувства умело.
В целях души очищенья, маленькой дживы
Он отказался от чаяний мира наживы.
Истинный бхакта не обеспокоен,
Он отдавать всё, что есть, мне настроен.
Тогда как из жадности богу неверный –
В рабстве реакций, в объятиях скверны.
Когда существо, заключённое в тело,
От действий его отрешиться успело,
Все врата города тела в покое
В своей природе всё сами устроив...
*
Дух, в теле заключённый, не управляет им,
Всё гуны выполняют, все обвиненья к ним.
Не создаёт последствий дух, страдая лишь тогда,
Когда привязан к этому, господствует когда.
И бог не контролирует иллюзии судьбу:
Священные поступки в ней, греховство, голытьбу.
Желания запутанных, заблудших, странных душ,
Принять готовых всё это, в расчёт берутся уж.
Однако когда светлый путь приемлет человек -
Всё озаряет знание ему который век.
Как после ночи смутности с рассветом на Земле
Всё проясняет солнце: что чудилось во мгле...
Чья логика при боге, желания при нём
И полная уверенность – он без тревог во всём.
Он в совершенном знании духовного везде,
Идёт к освобождению, сат-чит-ананда где.
Поняв святую истину, к смирению пришли,
Все мудрецы добры ко всем, в сознании души.
Учёного и глупого, собаку и слона
Считают одинаково, духовными сполна.
Привязанность и ненависть, избавившись от них,
Мудрец единым видением весь мир вокруг постиг.
Он победил условия, рождения и смерть,
Непогрешим и в боге он, пусть жизнь и круговерть.
Реализован в знании о боге и душе,
Не грезит будто тело он, не мыслит так уже,
Не восхищён успехами, в утратах не прокис,
Уже в духовном мире он, он в карме не завис.
Его, освобождённого, не тянет наслаждать
Сверхмерно свои чувства. Что могут они дать?
Он трансом наслаждается всегда внутри себя,
О боге размышляя и всей душой любя.
Начало и конец во всём – мирской порядок дел.
Мудрец не обольщается условиями тел.
Сын Кунти, всё такое – источник новых мук
От матерьяльных принципов, объектов их вокруг.
И если гнев с желанием ты в силах удержать,
Когда приходит время в смертном одре лежать,
Счастливчик ты, в сознании понятий о святом
К мирскому не привязан был и вот уже не в том...
Внутри себя, в себе самом, черпая счастья вкус,
Кто внутреннюю жизнь освоил, сбросив груз
Печалей на поверхностности, он - мистик, мудрый йог.
Он может быть уверен, что примет его бог.
Недвойственнен, направив жизнь на истину внутри,
Он только ради бога, хоть майя грязь творит.
Свободен от грехов он так, и чувствуется связь
Души такой и бога, отстала жизни грязь.
Получит он свободу всю духовную потом.
Ведь обуздал мышление, нет гнева уж при том.
Находит совершенство, постиг себя как дух.
И просто мне вручает всё, прервав свой кармы круг.
От чувств всех в его сторону он отделил себя.
Со взором меж бровей сидит, дыхание щемя...
В контроле ум, нет похоти, и даже сильный гнев
Со страхом не владеют им, о, средь людей ты лев!
Кто полностью сознательный и знающий, что я –
Верховный повелитель, в аскезах цель – лишь я,
Всем друг, благожелательный, источник всех планет –
Такой освобождается, ему страданья нет.