Глава 8
О мой бог, что такое Брахман?
О высшая личность, Шри Кришна!
Что такое душа, Бхагаван? –
Арджуна спросил у Кришны.
Кто есть полубоги, и где небеса?
Что есть из себя проявленье
Этого мира в твоих чудесах?
Хочу я твои наставленья.
Всех поклонений как ты один
Есть повелитель в теле?
Мадхусудана, при смерти скажи
Как помнить тебя мне на деле?
*
Личность верховная бога сказал:
То, что зовётся душою,
Бессмертно. Душ много... Брахманом назвал...
В сиянии пронизаны мною.
Кармой зовутся действия тел,
Чтоб наслаждаться плодами.
Если есть тяга этих вот дел,
То будешь в телесном веками.
О лучший, природа физических тел
Всегда изменяться готова.
Тело теряешь... Много ль успел?
Увял, но опять тело ново...
Вселенская форма из полубогов,
Силой стихий управляет.
Кто-то находит в ней много даров,
А кто-то в ней всё теряет.
Я пребываю, как сверхдуша,
В сердце всех видов жизни.
Ей поклоняется любая душа
В своей природной отчизне.
К концу своей жизни, помня меня,
Одного лишь меня вспоминая,
Тот, без сомненья, нигде не темня,
Встречи со мной достигает.
О чём бы ни думал тогда человек,
Того он потом достигает.
Тело оставив, прожив этот век,
Мечтанья свои получает.
Поэтому думай всегда обо мне,
В образе Кришны, на деле.
Долг исполняй, предлагай не стране,
Не думай о временном теле.
Свой ум, интеллект, мне даровав,
Достигнешь меня непременно.
Мои имена в свою душу вобрав,
Получишь любви, несомненно.
Живи, размышляя всегда лишь о том,
Что я лишь - твой друг, благодетель.
Не отклонившись, достигнет потом
Меня, там, где блага все эти.
Думать о боге следует так:
Знающий всё он, всеведущ,
Всем управляет, делает так,
Как справедливо, заведущ.
Меньше такого, что меньше всего,
Вне материальных понятий,
Непостижим, личность его
Вне иллюзорных занятий.
Он трансцендентен, яркий такой,
Солнце вселенной, могучий.
Вне матерьяльного мира, святой,
Непогрешим, чистый, лучший...
*
А тот, кто в момент встречи с зловещей смертью, в миг
О боге вспоминает, к нему душой приник,
Умишком не блуждая, стремится лишь к нему,
Тот бога достигает. Не страшна смерть ему...
Те люди, зная Веды, произнося лишь «Ом»,
В брахмаджиоти входят, и в отреченье том
Дают свои обеты... Какие? Посмотри...
Узнай процессы эти. Попробуй, повтори...
Всё состоянье йоги лишь в том заключено,
Что чувства отрешаются от восприятья, но,
Закрыв им окна, двери, увидит этот йог,
Что он есть только в сердце и с ним там рядом бог.
*
Достигнув состояния священства духа,
Высоких сочетаний «Омкары» для слуха,
При оставлении тела твердит он, полный дум
О боге лишь нетленном, оставив сор и шум.
Кто помнит обо мне лишь, не суетясь ни в чём,
Тому легко достигнуть меня, ведь он знаком
Со вкусом счастья высшего и вкусом вечных благ.
Меня он достигает без всяких передряг.
Ко мне вернувшись, многие, не падают назад,
Обратно в этот мир, страданий полный ад.
Достигли наивысшего, любви ко мне, бхакти.
Куда ещё стремишься ты? Ко мне пора идти...
Здесь в мире наивысшая иль низшая с планет -
Одно и то ж страдание, сат-чит-ананды нет.
Рождение и смерть везде и крутится душа,
Но не родится тот, ко мне кто шёл, сомнения круша.
По летоисчислению земному, то эпох
Под тысячу день Брахмы... Планеты высшей бог...
И столько длится ночь его, под тысячу эпох...
Он самый долгожитель, верховный полубог.
В начале дня его, живые существа
Выходят с непроявленного качества.
А ночью все уходят в невидимую суть
И ждут, когда условия предложит мира муть.
Всегда в начале этого вершат свои дела,
А под конец и к ночи той теряют все тела.
И так до бесконечности... Наступит новый день...
Опять и снова, в вечности беспомощная тень.
Но есть другая, высшая природа, за предел
Выходит непроявленных и складных майи дел,
Что никогда не мучима распадом и концом...
Когда всё уничтожится, она стоит с венцом.
Всё то, что ведантисты описывают, как
Нетленное, невидимое, источник высших благ.
Конечно назначение - то место, где ты, став,
Уже никак не падаешь, моя обитель прав.
Пурушу, личность высшую, которой нет мудрей,
Достичь пытайся чистою любовью, ты посмей.
Пускай в своей обители, но он и вездесущ.
Он на любовь являет свой рай средь наших кущ.
*
О Бхараты потомок ты, есть время, когда ты
Уйти бы мог в духовные иль низшие миры.
Итак, известно йогам, когда им умирать,
Чтобы сюда вернуться, иль как им избежать.
Познавшим свет брахмана совет есть уходить
В дневное время суток, на свет вспарить.
За две недели лунные, под новостью луны,
Или когда у северной есть солнце стороны.
А мистик, что туманами, в ущербную луну,
В ночное время смерти ждёт, готовится в труну.
От солнечного рвения движения на юг,
Обратно возвращается, когда придёт каюк.
По мненью Вед, есть два пути ухода из миров:
При свете ты уходишь ко мне, к стопам, под кров...
Ну, а во тьме ушедший вернётся в тот же миг,
Каким бы он философом ни был бы без интриг.
Лишь бхакты трансцендентные, и, зная в этом суть,
Не знают опасения, тверда их вера в путь.
Всегда в любви служении открыты двери в мир,
Обитель мою светлую стихов и чудных лир.
Пути предавшись этому, он не лишаем Вед,
Тапасьи, карма-йоги он не лишает, нет.
Все жертвы и все знания достигнуты при том.
И в высшую обитель уйдёт ко мне в святом.