Кришна и Судама были друзьями детства, которые вместе учились в гуру-куле Сандипани муни. Их связывала не религия, не правила и предписания, а дружба. Через много лет они встретились. Кришна уже стал царём и жил во дворце, а Судама был нищим брахманом, которого слуги Кришны не хотели даже пускать во дворец, к другу... Мы поговорим об этом...
Я часто слышу обвинения в непочтительности к старшим, к гуру и брахманам. И множество раз мне приводили в пример эту историю где Кришна, наконец, сам вышел к Судаме, усадил его на свой трон и вместе с Рукмини омыл ему стопы. Мне говорят, расчитывая, что я буду смиренным: "Раз уж Кришна поклонялся брахманам так, то если я этого не делаю, то не являюсь его бхактой."
Вроде бы логичная претензия прабхупадистов. Бог показал пример. Следуй...
"Всё, что бы ни сделал великий, обычные люди следуют его примеру. И какие бы нормы он не устанавливал, весь мир следует им." Бхагавад Гита
Сегодня я размышлял над этим примером и Кришна мне открыл особенность этого своего поведения, то, что упускают брахманутые. Судама не был обычным брахманом. У него были личные отношения с Кришной в детстве. Их связывала не религия, а любовь. Кришна не мыл ноги всем брахманам. Он сделал это, на сколько я знаю, только для Судамы. Не потому, что он был брахман. Это - трогательная картина заботы о старом друге...
Я смотрел на это долго, медитировал, проникся тем миром их встречи и почувствовал освобождение от рабства перед брахманами. Кришной двигала дружба именно к Судаме. Я не должен делать отдолжения каким-либо брахманам, тем более негативно, недружественно настроенным в отношении Кришна-бхакти.
Предполагаю, что на эту тончайшую особенность мне тысячу раз возразят грубые прабхупадисты, не поняв сердца Кришны. Очень часто, когда ты им говоришь, что хочешь следовать за Кришной, отвергнув их авторитет, они упрекают, называя чуть ли не демоном. Им так хочется, чтобы кто-то, даже бог, мыл им ноги. Но увы... Сердцу не прикажешь... Оказывается, моют ноги близким...
Столько критики вылилось на меня от неблизких брахманов, странных гуру, когда я отказался им мыть ноги. Они кляли, верещали, выгоняли из их зданий, где они воцарялись в качестве представителей бога. Жалкое зрелище брахманизма... И этим я должен, следуя примеру Кришны, мыть ноги? Нет, конечно. Это только для доверенных лиц.
Прабхупадисты говорят, что нужно следовать примеру Кришны. Но когда речь идёт о других примерах Кришны, не направленных на их возвеличивание, они запрещают это следование. Вот собственно и вся картина их религиозности и заботы о нашем следовании Кришне. Мы не будем им следовать. Мы будем следовать Кришне и мыть стопы только тем, кому мы доверяем.
Кришна танцевал с 16108 гопи, поднял холм Говардхан. Могут ли прабхупадисты последовать этому, если они так щепетильны в следовании примеру Кришны? Значит не всё, что делает Кришна - руководство для подражания. Не во всех обстоятельствах и не по отношению к любому можно превносить принципы Кришны.
После 20 лет испытаний глупостями исккона и матха, я не всему следую, что говорят они. Просто я понимаю разницу между бездумным фанатизмом и настоящими эмоциями бхакти. Кришна Судама - не козырь прабхупадизма. Это - их дискредитация. Эта лила показывает избирательность Кришны. Дворцу Кришны досаждали брахманы, судя по поведению стражи, не пускавших Судаму. Кришна не встречал так же любого. Но прабхупадисты требуют, чтобы я почитал их всех без разбора. Где последовательность в их речах, если при этом они запрещают мне следовать избирательности и взволнованным чувствам Кришны, сознанию Кришны? Я руководствуюсь именно ими.
Судама, как и гопи, позволил Кришне прикасаться к своим стопам только потому, что не был религиозным фанатиком. Брахманы очень чистоплотны по идее и в поклонении божествам следуют правилам, в которых, если ты касаешься нижней части тела, ты должен сделать ачаман на руки, прежде чем коснуться ими божества. Но в данном случае брахман позволил своему божеству, самому Кришне, мыть себе стопы и окропить этой водой голову себе и своей супруге, богине процветания.
Брахманы настаивают на отношении к Кришне как к Нараяне, с большим почтением. И в тоже время приводят пример вот этого нарушения правил почтительности в качестве примера почтительности между собой. Брахманы этой кали-юги очень глупы. Они пытаются совместить несовместимое, Кришна-бхакти и брахманизм.
Мне очень дорого то, что Кришна сделал. Пускай прабхупадисты считают, что я не дорожу этим примером Кришны. Это - их проблемы. Они в невежестве. Именно личные добрые отношения должны стоять за таким приёмом. Кришна может себе позволить всеобщую любовь, где мало что его может сковывать в проявлении таких чувств. И всё же, даже он не каждому брахману моет ноги. Не каждый удостаивается его почтения.