.1. Кришна-катха-удайам - то, что приводит к повествованиям о Кришне. Рассказ о Парикшите приводит к рассказу о Кришне, т.к. Кришна его спасал. Всплывает эпизод, когда всевышний окружил чрево его матери, чтобы спасти от оружия. К тому же, Парикшит задавал вопросы о Кришне Шукадеве госвами и, выслушав Бхагаватам, вернулся на Кришналоку. Это так же приводит к повествованиям о Кришне. Мы как бы выуживаем из этих случаев рассказы о Кришне и это есть Кришна-катха-удайам. Следует стремится именно к таким повествованиям, где возможно выудить рассказ о Кришне.
«Все произведения, дополняющие Веды, как, например, Пураны и "Mахабхарата", без Кришны - просто сборники рассказов или древних фактов. Но когда они повествуют о Кришне, они становятся трансцендентными, и, слушая их, мы немедленно устанавливаем трансцендентную связь со всевышним. "Шримад-Бхагаватам" - тоже Пурана, но он занимает в их ряду особое место, потому что в нем деяния всевышнего находятся в центре повествования, а не являются второстепенными древними эпизодами. Поэтому Кришна Чайтанья характеризовал "Шримад-Бхагаватам" как безупречную Пурану.»
.3. Если мы скроем великолепие Кришны в этих повествованиях, то это уже не будет трансцендентным занятием, даже Махабхарата будет мирской. Но чем более явно проявляются на первом плане игры Кришны, тем более ценно духовно такое повествование. Поэтому, Бхагаватам является попыткой Вьясадевы выудить из всего, что он знал рассказы о Кришне и других формах бога. Пытаясь сделать это как-то связанным некой единой линией повествования, введены различные второстепенные персонажи, описывающие атмосферу тех времён.
.4. Внимательно присмотревшись, не один раз, можно это заметить, что автор наполнил этим пруд, в котором удит Кришна-катху. Рыба ведь не водится без воды. Надо в чём-то её удить. Ещё можно сравнить Кришна-катху в Бхагаватам с пролитым в воду молоком, кому не нравится пример с рыбой. Поэтому, нужно быть парамахамсой, чтобы в этой воде получать молоко. Таковы тонкости понимания. В любом случае, я попробую добывать Кришна-катху.
.5. Если Кришна Чайтанья признавал Бхагаватам безупречной Пураной, делал он это потому, что был опытным ловцом жемчуга Кришна-катхи в нём. Для того, чтобы достать жемчужину, нужно нырнуть как можно глубже. И Шримад Бхагаватам прячет свои жемчужины на дне, в створках моллюсков жизни разных бхакт, а в десятой песне особенно, как россыпи изумрудов на дне. По волнам Бхагаватам плавают акулы острых слов гуру, монополистически запрещающих нырять на дно. Но опытный ныряльщик бесстрашно берёт большой камень пофигизма и, перекрыв дыхание, бросается сквозь толщу воды к жемчугу. Если не привлекать акул-моралистов, наслаждаться десятой песней можно, но об этом более аргументировано я расскажу ниже.
.7. Другого подобного произведения, где есть такие сокровенные описания бога, нет. Оно специально даровано нам для вдохновения. Но избежать соперничества между собой за монополию добычи жемчуга не могут даже великие гуру. Они выставляют из воды свои зубы и плавники, чтобы запретить вам делать тоже самое.