.1. Прабхупада говорит, что есть Кришна-бхакти в материальной сфере, а есть в духовной. В материальной сфере оно проходит в восемьдесят одном социальном качестве, подобных скромности, смирению, отказа от насилия и т.д., т.е. качествах непосредственно не обращённых на форму Кришны. Эти качества обращены на окружающих. С этого начинается опыт служения богу. Т.е. это – сахаджия в дасья-бхаве. На социальном уровне мы учимся служить другим почтительно. Мы делаем это для того, чтобы приблизиться к нему и понять его.
«Беспримесное Кришна-бхакти проходит в своем развитии несколько стадий. Кришна-бхакти в материальной сфере имеет восемьдесят одно качество, а выше него стоит трансцендентная практика Кришна-бхакти, которая едина и называется садхана-бхакти.»
.3. Люди встречаются на своих службах и учатся прощать друг друга, заботится, изучать писания, исполнять долг и т.д. Всё это – служение в материальной сфере. Не имея в сознании соответствия Рупа-виласе, лелеемому образу Кришны и уровню отношений с ним, это служение является препятствием развития бхакти, остаётся на материальном уровне и как бы совершается без веры, формально. Нужно стараться достичь соответствия наших отношений с окружающими, обращения к Кришне и его спутникам. Это – сахаджия практика. Мы предлагаем в спутники Кришны наше окружение и взращиваем необходимые духовные чувства, готовясь перенестись в духовный мир, заполненный этими составляющими.
.4. Ортодоксами считается, что если адепт служит самому Кришне или сейчас мнит его рядом с собой, то он - поганый сахаджия, материалист. А тот, кто служит его окружению (а более конкретно им, ортодоксам), тот на самом деле ему служит. Но мы здесь, у Прабхупады, видим, что всё это может совершаться в материальной сфере, если нет отношений с Кришной.
.5. Унять это противоречие способна только сахаджия. На третьей стадии сахаджии, человек начинает служить окружающим, считая их близкими спутниками Кришны. На свою жену человек учится смотреть, как на гопи, на детей, как на друзей Кришны. В некоторых случаях он начинает относится к ним даже так же, как Кришне. Но видя это, ортодоксы снова не довольны. Они снова называют нас презрительно материалистичными, даже когда мы научились чтить бхакт на том же уровне, как и бога, как они и просили.
.6. На самом деле им более приятно видеть даинья и раудра-бхаву между бхактами. Дело не в нашей неправоте. Они ограничены бхавой. Им невыносимо видеть, как они обмениваются «телячьими нежностями». Подобная зависть столкнула их с Голоки. Если мы это превозмогаем и не отказываемся от нежности к Кришне и его бхактам в бхакта-ватсалье по крайней мере, мы достойны Голоки.
.7. На Голоке даинья и раудра – бхава – это дорога на границу и далее в материальный мир. Мы сейчас должны притягивать к себе ватсалью, сакхью, мадхурью или хотя бы нормальную дасью, без самоуничижения, присущего более даинье. Когда этого не хватает, появляется потребность в косвенных бхавах и живое существо перемещается в обители бога, ища удовлетворения тем или иным набором чувств и атмосферой. В конце концов, спускаясь в миры подобные Раураве, где от гнева некуда деваться. Не важно, по религиозным соображениям или нет, если мы всё время в гневе, мы движемся в ад. И не важно, по религиозным соображениям или нет, если мы в нормальной ватсалье или в сакхье, мы движемся в центр Голоки. Именно поэтому, сахаджии, направившие эти чувства друг на друга, если это естественно, являются практиками Кришна-бхакти.
.8. Цель всего – удовлетворить Кришну. Кришна – личность, а не догматик. Поэтому, в один момент ему может нравится личное, а в другой общественное служение. Поэтому нельзя однозначно сказать, что вот это было твоё сахаджийское материалистичное служение, а то было бы духовное, где бы ты отверг мирское общество. Кришна может оказаться доволен даже тем, что мы увидели его в туче. Поскольку он находится в сердце, он видит какое воодушевление мы черпаем, глядя на тёмную тучу, напоминающую его цвет кожи.
.9. Кто-то может посмеяться, не знакомый с тонкими высшими эмоциями, но раз состояние сахаджии наступает даже при виде тучи, то что говорить о сверхестественных чувствах сахаджии при виде людей, напоминающих нам об общении с Кришной? Разве пересмешники способны это понять? Они грубы. И разум грубых людей скуп к эмоциям. Он их не оценивает. В духовном мире им нечего делать, т.к. там всё соткано из ценных эмоций.
.10. Ещё вопрос в том, на сколько мы сами чувствуем духовную связь и близость, практикуя сахаджию. Соответствует ли это поведение нашей Рупа-виласе, заключающей в себе образ бога, его качества, имя, обитель и окружение? Ясно, что соответственное служение для нас будет особенным и Кришна в нашем сердце будет очень счастлив его видеть, проявляя обитель и себя в других, раскрываясь и наполняя собой атмосферу. Мы должны быть в контакте с этой формой бога. Если в сердце маленький Кришна, нужно практиковать сахаджию, заботясь о кротких и простых людях. Если там Кришна-учитель, нужно почитать старшего, гуру. Если для нас близок Кришна – друг, то нужно общаться в сахаджие с теми, кто любит равные отношения. Мы должны быть избирательны и соответствовать своей роли и природе...
.11. Чтобы пойти в духовную сферу близости к богу, мы должны начать со служения непосредственно этой Рупа-виласе Кришны, следя за эффектом, при Кришна-катхе и арчане, не застревая в пустых для нас вещах, на отношениях не подходящих предназначению нашей души. А уже затем, укрепившись, нужно переносить свою любовь на окружающих. Вначале нужно совершать садхана-бхакти, т.е. заниматься девятью формами чистого Кришна-бхакти исполняемыми регулярно. Слушать, прославлять, помнить, молить, выражать почтение, совершать службы, прислуживать, дружить и вручать себя Кришне через его образ и рассказы о нём. Эта практика считается основой, потому что не распыляясь на другие живые существа, можно всё же служить им всем, т.к. бог – их объект служения. Но достигнув определённого умения владеть бхавами, мы можем поделиться ими с подходящими живыми существами.
.12. Кришна - корень всех душ и потому, служение ему означает служение всем живым существам. В садхана-бхакти мы обязываем по началу себя утром и вечером слушать о Кришне и прославлять его. Например, читая по одному рассказу и напевая Харе Кришна какое-то время. Это начнёт нас сильно одухотворять и начнут пробуждаться духовные чувства. Все, кто будут видеть это простое занятие, будут приобщаться к чистой бхакти вне всяческих нюансов религиозного мира. Ватсалья или сакхья бхава не может быть индуистской, христианской или мусульманской. Если бхава чиста, кто может сказать, русская эта любовь, индийская, верная или неверная? Матери Прахлада махараджа и Дхрувы махараджа просто любили своих детей, посвящённых богу. Эта привязанность стала чистым обменом бхавой и так они получили свой путь к богу, даже не прибегая к религиозной практике. Просто любя своих детей чистой материнской любовью, они достигли духовного мира, который и существует для этих красивых чувств.