.1. Здесь описывается рыцарская бхава отношений с Кришной. Бхишма наблюдал, как красив Кришна в битве, как он привлекателен, даже когда грязен и ранен. Такова особенность тела Кришны. Он очень привлекателен. Грязь смотрится как украшения на том, кто очень красив. Поэтому, как-то осквернить Кришну невозможно. Он всегда будет привлекателен для чистых бхакт. Как бы демоны не пытались испортить его образ, бхакты будут привязаны к нему.
«На поле битвы [где Шри Кришна по дружбе сопровождал Арджуну] развевающиеся волосы Кришны стали пепельными от пыли, поднятой копытами лошадей. От напряжения его лицо покрылось испариной. И он наслаждался этими украшениями, к которым добавились раны от моих острых стрел. Пусть же мой ум устремится к Шри Кришне.»
.3. Т.к. Бхишмадева наслаждался этой сценой, можно понять, что некоторый мазохизм так же естественен и в отношениях духовного мира. В библейских рассказах тоже не трудно обнаружить мазохизм отношения верующих и бога. Бог послал своего сына на смерть, чтобы избавить людей от грехов, будто он не мог просто взять и простить. Будто зависел от некой системы банка, куда нужно было погашение кредита чувственных наслаждений вносить страданиями. Всё это просто – мазохизм богов.
.4. В этом мире люди могут наслаждаться, доставляя друг другу боль специально, глядя на мучения, на страх. В сексе, чтобы добавить остроты они избивают партнёра плёткой, удушают и наслаждаются властью. Даже в невинных, так сказать, в детях это проявлено. Чтобы выразить друг другу симпатию, им хочется толкаться и бороться. Этот вид наслаждения, мазохизм, Кришна подарил Бхишмадеве, но это не является чем-то нормальным.
.5. Как бхакта душой, он оказался на стороне противника лишь, чтобы почувствовать эту бхаву ранить Кришну, измазать его, напрячь его чем-то, заставить бояться. Если бы этого хобби не было в Кришне, откуда бы это взялось в людях? Кришна воплощает все бхавы отношений. Если даже такие отношения бхакты возможны, то что говорить о нежных и мягких отношениях? Мы можем всем сердцем желать принять Кришну так, как нам того хочется и эта цель будет достигнута по милости Кришны, а не по милости каких-то гуру.
.6. Бхишма восхищался, что даже ранив Кришну, он не испортил отношений с ним. Вот, он стоял перед ним при смерти, давая разглядеть своё умиротворённое лицо. Т.е. Кришна замечательно играл роль раненого и рассерженного колесничего для удовольствия Бхишмы. Поэтому, так удивительны отношения с Кришной, что в них можно укрыться навечно. Пусть же и мой ум устремится к моему Кришне после всего этого противоречивого сражения с прабхупадистами.
.7. Важно обратить внимание на то, что Кришна, бог, с которого обычные служители сдувают пыль и запрещают нечистым всяким прикасаться, был весь в пыли от копыт лошадей. Когда Кришна пас коров, он был в пыли поднятой их копытами. Когда он играл с друзьями, он мазался в их пыли. В отличии от обычных верующих в бога, сахаджии естественны и не отвергают природу бытия, способны любыми способами приблизиться к нему в играх. Даже животные получают это простое право. Но прабхупадисты даже к бхактам применяют отторжение и брезгливость в своих учениях о Кришне. Поэтому у них есть понятие об осквернении божеств. У сахаджии такого безверия нет. Наоборот, Кришна очищает и украшает бесполезную пыль, любую пыль делает привлекательной. Бхакты любят кататься в пыли, по которой он ходил. Они верят в него, а прабхупадисты не верят в пыль с тела Кришны.