.1. Множество качеств, используемых в должное время и в должном месте, по отношению к должной личности, могут быть признаком божественности. Использовать все их совершенно может лишь Кришна. Менее божественные существа могут развить способность использовать их частично. Совершенствовать способность применять эти качества совершенно, значит уподобляться богу. Ближайшие воплощения бога находятся на этом уровне. Полубоги уровнем ниже, а обычные люди гораздо меньше способны толково распорядиться своими качествами.
«Кришна обладает шестьюдесятью четырьмя основными свойствами. Экспансии, или категории всевышнего, лишь частично проявляют эти свойства. Полностью же ими обладает только Шри Кришна. Все его личные экспансии: свайам-пракаша, тад-экатма и т.д. вплоть до категории аватар, являются вишну-таттвами и имеют до девяноста трех процентов этих трансцендентных свойств. Шива - не аватара, не авеша и не нечто промежуточное – обладает этими свойствами почти на восемьдесят четыре процента. А дживы, то есть индивидуальные живые существа, занимающие различные положения, обладают не более, чем семьюдесятью восьмью процентами этих свойств. Находясь в материально обусловленном состоянии, живое существо обладает этими свойствами лишь в очень незначительной степени - в зависимости от того, насколько оно благочестиво. Самое совершенное из живых существ - Брахма, главный управляющий данной вселенной. Ему присущи семьдесят восемь процентов этих свойств в полном объеме. Остальные полубоги обладают этими же свойствами, но в меньшей степени, а люди обладают лишь очень незначительной долей этих свойств. Идеал совершенства человека - полностью развить в себе все семьдесят восемь процентов этих свойств. Живое существо никогда не может обладать теми же свойствами, что и Шива, Вишну или всевышний Кришна. В полной мере развив семьдесят восемь процентов трансцендентных качеств, живое существо может стать божественным, но никогда - богом, подобным Шиве, Вишну или Кришне, хотя со временем оно может стать Брахмой. Все божественные живые существа - вечные спутники бога, населяющие различные духовные планеты, которые называются Хари-дхама и Mахеша-дхама. А над всеми духовными планетами находится обитель Кришны - Кришналока, или Голока Вриндавана. Совершенные живые существа, полностью развившие семьдесят восемь процентов упомянутых качеств, оставив нынешнее материальное тело, могут попасть на Кришналоку.»
.3. 64 качества Кришны перечислены в "Бхакти расамрита синдху" или "Нектаре бхакти". Я приведу выдержку.
Изучив различные писания, Шрила Рупа госвами дает следующий перечень трансцендентных качеств всевышнего:
1) у него прекрасная внешность;
2) на его теле можно обнаружить все благоприятные знаки;
3) его вид радует глаз;
4) он излучает сияние;
5) он силен;
6) вечно юн;
7) замечательный знаток языков;
8) правдив;
9) приятный собеседник;
10) красноречив;
11) высоко образован;
12) очень разумен;
13) гениален;
14) артистичен;
15) необычайно ловок;
16) искусен в делах;
17) благодарен;
18) непреклонен;
19) в совершенстве знает, как поступать согласно времени и обстоятельствам;
20) на все смотрит сквозь призму Вед (авторитетных писаний);
21) чист;
22) владеет собой;
23) решителен;
24) терпелив;
25) снисходителен;
26) непроницаем;
27) самодостаточен;
28) беспристрастен;
29) щедр;
30) религиозен;
31) отважен;
32) сострадателен;
33) почтителен;
34) учтив;
35) терпим;
36) застенчив;
37) защитник вручивших себя ему душ;
38) счастлив;
39) добр к своим бхактам;
40) им руководит любовь;
41) он всеблагой;
42) самый могущественный;
43) самый знаменитый;
44) всеобщий любимец;
45) питает пристрастие к своим бхактам;
46) очень притягателен для всех женщин;
47) объект всеобщего выражения почтения;
48) обладает всеми достояниями;
49) почитаем всеми;
50) верховный повелитель.
.4. Верховная личность бога обладает всеми пятьюдесятью трансцендентными качествами во всей их полноте, по глубине сравнимой лишь с океаном. Иначе говоря, степень проявления в нем этих качеств непостижима.
Как неотъемлемые составные частицы верховного всепривлекающего, индивидуальные живые существа тоже, в незначительной степени, могут проявлять все эти качества, когда становятся его чистыми Кришна-бхактами. Иначе говоря, посвящённые Кришне до какой-то степени могут обладать перечисленными трансцендентными качествами, но полностью эти качества присутствуют только в верховной личности бога.
.5. Помимо упомянутых пятидесяти, Кришна обладает еще пятью трансцендентными качествами, которые иногда частично присущи таким личностям, как Брахма или Шива:
51) он неизменен;
52) всеведущ;
53) вечно обновляется;
54) сач-чид-ананда (обладает вечным исполненным блаженства телом);
55) обладает всеми мистическими совершенствами.
.6. Кроме того у Кришны есть еще пять качеств, проявленных в теле Нараяны:
56) он обладает непостижимыми энергиями;
57) бесчисленные вселенные исходят из его тела;
58) он является изначальным источником всех воплощений;
59) убивая своих врагов, он дает им освобождение;
60) он привлекает к себе освобожденные души.
Все эти трансцендентные качества чудесным образом проявляются в личности Кришны как ипостась Нараяны.
.7. Помимо названных шестидесяти трансцендентных качеств, Кришне присущи еще четыре, которых нет даже у его экспансий Нараяны, не говоря уже о полубогах и живых существах:
61) Он являет разнообразные чудесные игры (особенно в детстве);
62) всегда окружен бхактами, питающими необыкновенную любовь к богу;
63) своей игрой на флейте способен привлекать все живые существа во всех вселенных;
64) обладает необыкновенной красотой, с которой не может сравниться ничто во всем творении.
.8. Из этого описания мы можем видеть, что из особых свойств сознания мы можем источать некоторые из этих качеств до некоторой степени, вплоть до уровня Брахмы, до 55-го уровня. Прабхупада пишет, что обладание этими качествами уровня Брахмы в полной мере приводит к доступу на Кришналоку. Т.е. это на столько же ответственно, как быть Брахмой. Хотя, разница некоторая есть. Брахма может и не быть чистым Кришна-бхактой. Поэтому, бхакты Кришны, всё-таки, даже не имея всех этих качеств, но обладая чистой бхакти Кришне, тоже могут быть достойны Кришналоки.
.9. Из этого анализа мы должны понять, что делает нас воплощающими качества бога. Пусть интенсивность проявления этих качеств мы не сможем повторить, но в какой-то мере это возможно и сделает нас частичными воплощениями бога. Эти качества могут проявиться сами собой от общения с Кришной. С кем поведёшься, от того и наберёшься. Поэтому, всё, что нам нужно сделать, так это стать его чистыми Кришна-бхактами. И чтобы не возгордиться, нужно сохранять эту чистую бхакти, не смотря на всё своё могущество и способности. Бхактивинода тхакур говорил, что если нет чувств к Кришне, то он не желает быть Брахмой. Следовательно, достоинства Брахмы ещё не являются билетом на Кришналоку. Отнюдь, Кришна при встрече с Брахмой оказался отстранённым. Ему были более дороги друзья, чем возгордившийся божок этой вселенной пусть и со всеми 55-ю качествами. Т.е. нужно стремиться не к положению бога, а к дружбе с ним и дружбе с другими. Поэтому Кришна, в отличии от многих его экспансий, стремится именно к простой дружбе, а не к положению бога. Это и создаёт сложность в многобожии. Не каждый способен понять простоту Кришны, как проявление высшего могущества.
.10. Например, Брихаспати, мудрец полубогов, когда увидел, что Вишну предпочёл почтить его не смотря на явное оскорбление чести, он понял, что он выше Брахмы и Шивы, которые были раздражены даже в менее вызывающих акциях. Это очень тонкие эмоции. Мы принимаем прибежище лишь тех, кто способен нас прощать и поправить любовью. Вроде как Вишну унизился перед Брихаспати и это может быть поводом для того, чтобы считать Брихаспати богом над Вишну, но это ведь не так. Материальными глазами нельзя постичь истину о боге. Нужны тонкие духовные реализации подобного рода. Обычные же люди, видя нечто подобное, стараются выражать почтение сильнейшему, совершенно не задумываясь о жертвах, на которые способен бог.
.11. С одним из выводов Прабхупады я готов поспорить, это на счёт того, что стать Шивой или даже Вишну невозможно. Не было бы разных воплощений, если бы это было так. В процессе комментирования я не раз буду обращать на это внимание. Это не значит, что вот сейчас на этом уровне мы вдруг захотели и стали Шивой или Вишну. Этот путь не такой дешёвый и именно на него и требуются аскезы и следование Ведам. Люди обретают сарупья-мукти, тело подобное телу Вишну или Шивы или саршти-мукти, обладание одинаковым могуществом. Зачем? Расширять царство бога. Они становятся центрами новых вселенных. Но этому предшествует положение Брахмы. И всевышний сознательно испытывает Брахму на то, готов ли он к такой роли. Поэтому бывает очень серьёзная путаница.
.12. Положению Брахмы предшествует сотня жизней в идеальной святости. Желающие стать таким богом-творцом, должны строго следовать Ведам, быть благочестивыми, сдать экзамен на терпение и только после этого им дадут власть представлять бога его полноценными энергиями. Но чистому Кришна-бхакте всё это движение во власть не нужно. Поэтому он и способен отвергать Веды.
.13. Пока мы с человеческого уровня пытаемся, не совершая толком ничего божественно святого, выдавать себя за полное проявление бога, мы только оскорбляем божественные энергии. Мы уже частица бога. На нас может быть его благословение его энергией, но всё же мы – не конечные хозяева этого всего. Не стоит относиться к этому так. Даже Брахма сознаёт, что всё потеряет в конце концов при смерти. Он молится: «Говиндам ади пурушам там ахам бхаджами» Он поклоняется изначальной личности от которой получил положение. Шива так же признаётся в третей или четвёртой песне Бхагаватам, что достиг своего положения после жизни Брахмой и в следующем существовании достигнет роли Вишну. Этот перевод мы будем разбирать позже. А пока оставим эту сложную тему.