17 июня
Опять исчезла, уже вторая кассета "Говиндам" и приветствие божеств мы пели хором. Холод побуждает меня укутывать божеств, что не всем бхактам приходится по душе. Я же, не хочу никого слушать... Никто меня не заставит отдать холодному ветру нежные стопы Нитай Гаурасундары! Эта моя непокорность бхактам – забота о Кришне. Так было и так будет... Даже если те меня проклянут, я буду знать, что пострадал для Кришны, чтобы ему было хорошо...
Сегодня мы уже в деревне Заольша. Покоя не даёт одна записка, полученная вчера от матаджи Радхакунды. Вот её текст:
Шанта прабху! (В исккон меня звали так...)
Примите мои поклоны. К сожалению, здесь на падаятре разгорелась та же политика, что и в Минске. Никому (кроме русских преданных, матаджи) не нравится, как вы украшаете Их Милости Шри Шри Нитай Гаурасундару. Завтра будет ишта-гоштхи, где будут отсеивать преданных. Дело в том, что в Москву хотят многие, но всех падаятра содержать не может. Поэтому будут отправлять "бесполезных". Пуджари хочет быть Индулекха, а вас преданные хотят отправить в Минск.
Медитируйте на это служение. Кришна исполняет все желания. Например, я удивительным образом осталась до Москвы милостью Нитай Гаурасундары. Завтра особенно хорошо постарайтесь украсить Божества. Сегодня Их Светлости сливаются с фоном. Фон рябенький и Божества плохо заметны. Ничего не одевайте не в тему. Молитесь Божествам, чтобы Они позволили Вам оставаться Их личным слугой, каким Вы и являетесь.
Харибол! Ваша слуга, Радха-кунда деви даси.
Мы Вас будем поддерживать (Марина, Аня, Крипи)
Меня это потрясло. От этого горького вкуса возможной разлуки весь вечер вчера и сегодняшнее утро, я был сам не свой. Моя вера в невероятные усилия ради неблагодарного общества стала ещё меньше и я сосредоточился на своём поклонении божествам, как в последний раз...
Этим решающим утром идёт дождь, и я сижу, закрывшись в колеснице, напротив Нитай Гаурасундары. Шнур с божества Нрисимхадева из Майпура, большая Нрисимха–павитра, перешла сегодня мне, как благоприятный знак. Весь месяц она гуляла по всем бхактам падаятры, а сегодня пришла ко мне, немного успокаивая сердце, надетая на шею. Это – как знак особой защиты...
Полны очарования милостивые глаза божеств, изящны убранства, шикарны головные уборы. Я смотрю на них, как последний раз...
Где-то преданные решают многое, в том числе и мою судьбу, без меня, на ишта-гоштхи, своём собрании.
Я как всегда только с божествами, моими единственными повелителями сердца... Сегодня я старался не успокаивать себя в служении им и изыскивал все возможности, всё лучшее. Как мог, сделал мангала-сладости с изюминками внутри. Вчера вечером я со всей искренностью молился Нитай Гаурасундаре и нежно ухаживал. На самом деле всё зависит от них. Так я успокаивал себя. Если я буду искренне служить им, я не буду потерян и не потеряю их. Так Кришна говорит в Бхагавад Гите.
Я написал обращение к бхактам, но обратил его не непосредственно им, а через божества, просто положил его к стопам Гаурасундары, утвердившись в вере в лотосные стопы божеств. Я ничего не могу изменить, а божества могут. Вот текст:
Дорогие преданные!
Примите мои смиренные поклоны. Вся слава тем, кто поддерживает душу в моём бесполезном теле, Шри Шри Нитай Гаурасундаре!
Спасибо вам, что вы пробуждаете в моём сердце бесконечное стремление к их лотосным стопам. Сейчас, когда моё сознание пропитано чувством предстоящей разлуки с Нитай Гаурасундарой, я начинаю понимать, что они значат для меня всё.
Шри Шри Нитай Гаурасундара являются - моим сердцем и душой и без них от меня ничего не останется. Если вы хотите отсоединить часть тела от сердца, то она погибнет. У вас есть причины? Вам не нравится, как я украшаю божеств? Божества сами одеваются... Я - лишь маленький инструментик в их лотосных руках. Что поделаешь, если я - "паучёк", а не Хануман, в помощь Раме? Поверьте, что я отдаю все свои силы и душу лотосным стопам Шри Шри Нитай Гаурасундары...
Пожалуйста, не раньте сердца божеств, обсуждая изъяны их одежд, якобы моего служения. Даже без украшений от них нельзя отвести глаз... Они очень милостивы. Они способны исправить своего слугу мгновенно. Не нам что-то решать. Если вы не хотите меня слушать, то дайте мне принять то, что оставило бы меня у их стоп!
"Мать Яшода готова была принять океан яда, лишь бы видеть лотосоподобное лицо Кришны, но этот яд показался бы ей нектаром. Если ей предложат океан нектара, и лишат возможности видеть личико своего сына, то этот нектар будет для неё страшнейшим ЯДОМ."
Фактически я объясняюсь не вам, а Нитай Гаурасундаре, находящихся в ваших сердцах. Кто, как не они, затеяли эту игру, чтобы сделать меня искренней и желая наслаждаться переживаниями. Не смотрите внешне... Простите меня за лишь внутреннюю погружённость и помогите делать больше служения!
В полном отчаянии, полагаясь на милость Шри Шри Нитай Гаурасундары, Шанта дас.
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
18 июня
Следующим утром я постарался, как можно интересней украсить алтарь. Вышли на харинаму вдоль границы с Россией, но вернёмся обратно. Погода - как во Вриндаване. Утром - холодрыга, днём - тропики.
Я уж и не знаю, как мне делать служение правильнее... Стараюсь, чтобы мои эмоции к Нитай Гаурасундаре больше выходили наружу, чтобы, видя это, бхакты позволяли мне служить божествам, как это было при знакомстве с Эканатхой. Из всех пуджарствующих выбрали именно меня т.к. я не стеснялся своей привязанности к божествам... Но в этот раз это стало походить на показуху... Это - единственный случай, когда для меня была важна какая-то показуха, что не сочетается со скромностью, сокровенностью любви к Кришне никак. Я растерялся и готов был на что угодно, как угодно прыгать в высоту, чтобы дотянуться до планки милости. Но никто ничего не говорит... Затишье...
19 июня
Снова Заольша, и мы ждём Кавичандру с визами на переход границы с Россией иностранных участников падаятры. С нами были итальянцы, американцы, молдаванцы, поляки, болгарцы...
Хочу прославить милость Нитай Гаурасундары, пока у меня есть ещё возможность. Лишь благодаря им я знаю кто я, кто мне Кришна и какова роль всего остального. Они позволяют это вспомнить ясно. Они сегодня вновь окутали меня своей Йогомайей и показали всё, растопив моё сердце. Все мои личные усилия вспоминать эту тайну души - были тщетны и искусственны.
Мне показалось, что сегодня Нитай Гаурасундара расслабились, сменив настроение, миссионерское на развлекающееся, решив очистить своего опешившего от религиозного благоговения и страха слугу, боящегося совершить малейшую ошибку на публике, боящегося прогневить некого бога. Я запомню это устранение Кришной религиозного страха, как то, что является абсолютной истиной моего положения его личного и близкого слуги, подобного Яшоде...
Чувствуя это, я решил, прежде всего, не расставаться с Нитай Гаурасундарой по своей воле никогда. Всё в их руках, согласно отношению к ним бхакт. Так пусть же я навсегда запомню их такими, в таких нежных отношениях служения, чтобы быть с ними, куда бы меня не забросила судьба. Воистину, душа живёт только чистой любовью к ним, лишённой благоговения и страха. И нету от общественно-выслуживающегося авторитетного служения ничего, без этого близкого расположения к самому Кришне. Майя и ложное эго - лишь заволакивают истину, когда я становлюсь религиозным заложником чужеродной общины и пытаюсь её неуправляемую злобу удовлетворить, теряя душу и близкого Кришну. Нужно совершать служение Кришне с чистой любовью, не взирая на устрашающие выпады иллюзорной энергии бога и находящихся под её влиянием пракрита-преданных, внешне-ориентированных, грубых бхакт... Я возвращаюсь к привычному настроению в самадхи красоты божеств и их милости...
Сегодня блестящие, зелёные одежды, с чёрными чадарами и набедренными накидками, украшенными красивыми узорами цветов. Набедренные накидки подняты за края и закрывают плечи, а чадара расположены на бёдрах спереди. Чудные украшения и головные уборы тщательно подобраны в тему одеждам.
Это удивительно, но я очень счастлив, страдая в аскезах ради них. Я получаю возможность видеть их и неотвратимо захлёбываться Кришна-премой, исходящей из их улыбок. Мои молитвы всегда принимаются ими, и даже, если я не о чем не прошу, но хоть раз подумал о чём-то, они, находясь в моём сердце, сразу же исполняют это.
Мой ум - под влиянием гун природы. Он подвержен ошибкам. Эта угроза ишта-гоштхи помогла мне поставить ум на место, увидеть в нём майю, крадущуюся там, где её меньше всего ждёшь. Я же допускал мысль во время болезни, что есть причины, по которым можно покинуть их стопы... И вот... Божества заботились обо мне и думали меня разгрузить, не рисковать моим здоровьем, отправить домой...
Много трудностей, слишком много, порой... Но я всё равно не прав, жалея себя. Истинные трудности - вдали от Нитай Гаурасундары. Я вовремя это понял и вручил себя им, отбросив подобные мысли о трудностях.
Таким образом, я остался с Нитай Гаурасундарой. Каждый раз, когда я хочу сдаться и не держаться за стопы божеств, быть очень близко, Майя пытается забрать у меня их стопы полностью, чтобы я их вообще не видел. Когда же я перестану колебаться в том, что я и есть – несвободный быть чьим-то ещё слугой, слуга Кришны, истинное освобождение которого - любовь в служении Кришне, а не освобождение себя ради мнимого покоя, отсутствия нападок и противоречий?
20 июня
Тщательно вечером подбираю украшения, жертвуя временем сна. Я уверен, что аскезы окупятся. Утром мне проще переодевать божеств, я получаю милость Кришны делать это без суеты. Вижу удовлетворённость бхакт таким служением. По этому знаку можно видеть, что поклонение божествам заметно улучшено. Сегодня сиренево-чёрные одежды. На Нитай Гаурасундаре прекрасные гирлянды, которые старается делать Радха-кунда.
Головные уборы божеств утыканы цветами и украшениями в виде павлинчиков. Чадары, длинной до стоп свисают с внутренней стороны их фигур по груди, а с внешней - по спинкам. Набедренные накидки приподняты за один краешек, и кажется, что это - элемент из танца.
К вечеру мы въехали в деревню Пушки, 4 километра от Заольши. Сейчас я там пишу, так сказать, возле памятника Чапаеву. Начинается концерт нашей группы Ананда. Назад вернёмся поздно. Ветрено, и я тепло укутал Нитай Гаурасундару. В своих пальтишках они неотвратимо вызывают ещё больше слабости чувств к ним во мне. Они озаряют мою убогую жизнь стремлением любить, ухаживать, служить от всего сердца.
Моё восприятие божеств снова было в порядке. Они - как трансцендентные дети, за которыми нужен глаз да глаз. По дороге сюда этот вечный ребёнок, Нитьянанда, пораскидывал свои перья и цветы с головы. Ели - ели нашли с помощью деревенских детей, с удовольствием принесших все их обратно. Эти дети помогли своему другу, танцующему по дороге Нитаю, собраться... Так я буквально живу в мире игр Гаура Нитай, не во внешнем религиозном мире...
Хорошо, когда божества счастливы. Всё обретает смысл. Они счастливы нашими общими усилиями. Чувствуется полная гармония во время угощения прасадом жителей деревни. Поставили запись добродушного пения Индрадьюмна свами... Скоро буду укладывать нашу милость Кришны отдыхать. Назад поедут - будут спать своим трансцендентным сном.
Пусть же нас защищает милостивая природа божеств. У Яшоматинандан Кришны нет уверенности ни в ком другом...