5 июня
Поём у какой-то спортшколы, собираясь уезжать из Бешенковичей. Слава богу, я выздоровел физически, но появилось другое испытание - излишняя требовательность. Порой, от меня требовали невозможного в поклонении, и мои неудачи влекли за собой взгляды фанатизма и презрения, как на врагов Кришны. Но я не держу обиды на тех, кто усложняет мне жизнь. Они заставляют меня совершать глубокие усилия в духовной жизни, зависеть только от Кришны.
Я чувствую, что милостивые Нитай Гаурасундара довольны нами, иначе почему мне открыто видение их такими прекрасными? Не важно, что меня бранят бхакты... Важно лишь то, что я вижу такую милость ко мне Нитай Гаурасундары...
Ха! Вчера, в шутку, я гадал на тех ромашках, которые лежали у их стоп. Любит, не любит, к сердцу прижмёт, к чёрту пошлёт... Нитай, оказывается, меня любит. Поэтому, я у его стоп. А вот Гаурасундара меня кое-куда бы послал, если бы не Нитай... Классический случай... Я знаю, что являюсь хуже любого, негодный к служению Кришне. Но милость Нитьянанды меня спасла от пустоты и деградации. Только он способен любить меня и по его милости ко мне снисходят все, кому он дорог. Поэтому, я нахожу удовольствие, описывая и прославляя божеств, в полном прибежище, а не страдаю в отверженности. Это - благодаря взаимоотношениям с Нитьянандой. Те, кто не любят Нитая, не захотят знать и тех, кому он покровительствует, о ком заботится и кто заботится о нём. Нередко я замечал, как забывая об этом, или не желая морочить себе головы миссией сострадания Нитьянанды, преданные нападали на привязанность к нему таких падших душ, как я... И это было ужасно... Так я научился недоверять, особенно старшим преданным... Я привык, что кроме стоп Нитая и любящих его в действительности, а не на основе парампары, у меня нет и не может быть нормальной компании и служения...
Сегодня стало прохладней, и потому снова в ход пошли пальто и тёплые одежды божеств. Пальто обычно одевались на ночь, но когда было холодно днём, приходилось их использовать так же. Шафрановое дхоти и курты - был вечерний их наряд. Я переодевал их в ночные одежды, которые затем должны были быть на мангала-арати, с утра... Трогательно было их переодевать... Забота о них успокаивает мою душу...
Две нитки бус держат их руки, а головной убор - некая смесь чалмы с короной. В лице, форме, лотосах рук и стоп маленьких божеств Нитай Гаурасундары ловилось особое очарование и вчера, и сегодня. Я вне себя от счастья, наслаждаясь этим видом. Счастье никак не проявляется внешне, но, кажется, что внутри я пою, танцую, плачу и смеюсь, потому что я - не это тело. Это тело - хорошая ширма для духовных чувств, которые если раскрываешь, становятся объектом нападок даже преданных.
Сегодня нас ждут 18 километров пения Харе Кришна. Подключив колонки возле божеств, мы пошли разносить спасительные святые имена.
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
6 июня
В деревне Задорожье остановились в школе. Радовали хорошие условия. Но, во-первых, ко мне они не относились, т.к. я всегда проводил время в колеснице и в жару, и в холод. А во-вторых, жизнь путешественника не даёт привязаться к условиям. Временные условия...
Бывали дни, когда Кришна будто покидал форму божества, ведь он абсолютно свободен. Сегодня я не заметил этого самого главного в божествах, жизни. В это не хочется верить, но это бывает и было. Я ослеп, может быть... Не видя своего духовного божества, я начал отчуждаться от всего.
Куда бы я не смотрел, я жажду увидеть Кришну в контакте с душой, а не просто так. В такой, не лучший день, можно растеряться и упасть без сил, если ты не нырнёшь с головой в слушание и повторение о Кришне. Но я не мог даже этого. Всё казалось искусственным. Лишь разлука стучала в виски.
Где мой Кришна? С кем он сейчас танцует или разговаривает? Почему так пусто в сердце, хотя вот, они, божества? Как успокоить в такие минуты мятежный ум, убрать страх и погрузиться в любовное служение Кришне?
Я - какой-то отчуждённый, вне общества Кришны. Не такой, как все общительные. Остальные, как маленькие дети, страстно копошились вокруг своих желаний выправить ситуацию, а я отрешённо сидел на одном месте и ждал. Мне не так уж много было надо. Сейчас некоторые азартно дают мне наставления, не видя основы для их исполнения, Кришны... Что толку в их наставлениях, если нет его?
Это только тормошит мой внутренний мир и ввергает в отчаяние, потому, что я ненавижу формально поклоняться богу, без открытого сердца. Их интересует формальное увеличение стандарта, больше чем вера в основы милости Кришны. Одним словом - невежественное поклонение... Зачем оно? Оно никому не нужно, даже если его усложнить... Это непонимание окружающими основ бхакти и мой страх им возражать, делали меня просто молчащим и смотрящим в одну точку...
Я должен быть дхира, невозмутимым, не переча, побыстрее избавляться от издержек материального существования, недовольства окружающих и их претензий. Для этого нужно твёрдо верить, что для достижения совершенства мне нужна только глубокая любовь к Кришне, даже несовершенная внешне, а не следование в совершенстве правилам, но формально. Без взаимоотношений любви всё теряет смысл. Кришна, покинувший танец мадхурья-бхавы, украл смысл танцевать у всех гопи... Точно так же, как бы мы не танцевали, если Кришна не вступает во взаимоотношения, не поддерживает собой это, то ничто не имеет смысла...
Так или иначе я отправляюсь внутрь себя искать отношения с Кришной, даже, если всё очень трудно и бхакты отворачиваются от меня. Лишь Эканатха, подойдя ко мне сегодня, обратился с благословениями. Он – просто какое-то чудо... Я многому обязан снисходительности и милости этого удивительного бхакты. Если он когда-нибудь прочтёт мою книгу, пусть Кришна даст ему почувствовать, духовное благо его заботы обо мне тогда.
7 июня
Сегодня очень холодно с утра. Я всё ещё пустой в сердце... По инерции, формально прокрутил арати. Всё - как во сне. Ничего не чувствую... Вот и приветствие божеств... Алтарь украшал под управлением матаджи Индулекхи, активно помогающей тогда в моём служении. Всё было хорошо и чётко. Закрунтасы всякие, цветы, веерочки, браслеты на руках и на ногах, кнопочки, перстни. Одежды были сиренево-светлые, с золотистой каймой и простой фон, стандарт падаятры. Она многому меня научила, передала опыт, но я подавлен какой-то странной, одному мне понятной разлукой...
В каком-то отчаянии и спонтанно ношу на шее своих божеств снова, чтобы оттаяло зажатое, онемевшее от чего-то сердце. Когда так идёшь, читая Харе Кришна, а на груди мои Кришна Чайтанья и Баларам Нитай, так близко, восстанавливается вкус. Не вижу для себя другого метода.
8 июня
Остановка в посёлке Песчанка, рядом с аэродромом, с которого постоянно стартуют вертолёты... То есть мы поселились в авиашколе. Очень живописная, тихая природа, у истоков какой-то реки. Хотя, напоминают джунгли заросли вокруг неё. Мне удалось сегодня хорошо постираться, т.к. у нас выходной. Будет какой-то пир...
Мои маленькие Кришна Чайтанья и Баларам Нитай искупались и, одевшись в бело-синие одежды, они ярко сияли и буквально светились тем, что они значат для моего сердца.
Их лица выражали блаженство, Кришна-прему, после того, как я немного побыл с ними. Я поражаюсь этому, но это - факт. Они - владыки самого сердечного. От них я, наверное, заряжаюсь любовью и искренностью, на которую только способен. Уже который раз они меня возвращают в сознание Кришны собой. Если я несчастен и преданные вокруг неудовлетворены - явно какие-то божества скучают по мне... Я должен с ними встретиться... Другого объяснения нет... Иначе, не происходило бы так, что как только я нахожу время для искомых божеств, всё наполняется благословением.
Наши матаджи из Минска посетили падаятру, Анасуя и Девасундари. Они привезли тёплые вещи и маха-прасад от минских Гаура Нитай. Вкусив этот прасад, мангала-сладости, каждый из нас мысленно увидел их лотосные стопы и получил послание их любви. У них там всё хорошо...
Как-то Ваникришна показал мне их прошлые фотографии. Я глянул на них, и увидел нектарные лотосные глаза, которых мне сейчас так не хватает...
Мысленно я обращался к ним с теплом и извинялся, что так произошло...
9 июня
Выехали из авиа-клуба деревни Песчанка, чтобы пройти 12 километров до деревни Кузня. Здесь мы хорошо отдохнули. Бхакты милостиво позволили мне спеть гуру-пуджу и киртан. Это - очень вдохновляюще и сближает меня с ними.
Сегодня Нитай Гаурасундара просто изумительно оделись: светло-зелёные костюмы, с выкрунтасами чадаров и набедренных накидок.
Вот, передо мной эти лотосные стопы, которым поклоняются с любовью. Красной каймой очерчена форма этих стоп, где пальчики - словно лепестки, а блестящие перстни на них - как хрустальная утренняя роса. Вспоминая об этих стопах божеств, пусть я буду их бхактой вечно.
Две изящные фигуры Нитай Гаурасундары пленяют ум лицемерного, без их милости, пуджари. С поднятыми руками и добрыми, счастливыми лицами, с которых светит солнечная улыбка, они призывают меня петь имя Кришны без всякого страха за своё шаткое положение в этом мире.
Короны на головах божеств отделаны цветочками жёлтого и зелёного цвета, а зелёные веерочки, сложенные гармошкой, трое образуют полный, изящный, узорчатый круг с висюльками и бабочками.
10 июня
Посёлок Старны, прямо под Витебском... Ночевали в детском саду. Сейчас мы идём с харинамой в город. Вдохновляюще поёт наш аккордеонист Нанда-Бихари. Его роль на падаятре – основная, и выглядит он очень эффектно.
Мои два повелителя, Нитай и Гаурасундара, считай сами оделись, в том смысле, что я был лишь инструментиком в их руках. Они заведуют тем, смотрится что-то на них или нет, кривясь, если что-то не нравится...
Я не в силах представить все возвышенные качества Нитьянанды, который так прост со мной, позволяя заботиться, и который сейчас, воздев свои руки, несёт святое имя в каждый город и деревню вместе с братом Гаурасундарой.
Их взгляды, наполненные любовью к своим неотъемлемым частичкам, разрушают в наших сердцах гранитные или даже алмазные стены отчуждения. Кто может устоять перед непревзойдённой, мягкой улыбкой их лотосных лиц, красоту которых подчёркивают чёрные брови, с росинками белосиних украшений над ними? Их белые, бисерные одежды с зелёными, синими, розовыми узорами, как только были одеты ими - стали ещё прекрасней.
Вчера мы были недалеко от Двины, где все ходили купаться. Теперь, пройдя по Витебску, мы входим в местечко под Витебском, Октябрьская.
Яшоматинандан Кришна молит божеств о милости... Мы не можем существовать без этой милости. Когда нет милости божеств, разве можт нас что-то связывать? Нас объединяли и мирили милостью только Нитай Гаурасундара.