11 июня
Сегодня - спокойный, экстатичный день. Божества счастливы, что мы распространяем святое имя, и оделись они сегодня - сногсшибательно. Пусть же, с сердцем переполненным чувствами к их лотосным стопам, я опишу их красоту, обратившись к ним...
Вы всегда привлекаете наши бессильные против этой духовной красоты сердца. Просто появившись в нашем обществе, вы похищаете наш непутёвый ум. Сейчас вокруг вас словно разлито блаженство...
Там, где есть вы - там всегда чистота, совершенство, блаженство и вечность. Невозможно описывать словами то, с каким необыкновенным вкусом вы одеваетесь. Это - не моё творение. Это - ваш собственный вкус. Сегодня мы видим это... О, Нитай! О, Гаурасундара! Пусть в моём сердце хранится этот ваш лучистый облик!
Стопы, с блестящими камушками на пальцах, притягивают к себе мои духовные руки. Лодыжки обрамлены браслетами из красно-белых шариков. Прекрасные белые дхоти расшиты бисером и нитками в разноцветные цветы и павлины, которые, колышась на ветру, касаются ваших нежных стоп.
Ваши ступни действительно нежны, как лепестки роз. Набедренные накидки и чадара связаны друг с другом и потому, мы в состоянии понять по их виду, что вы задорно танцуете, воспевая имя Кришны. Поднимая свои руки, вы одариваете нас счастьем лицезреть слегка красноватые ладошки.
Вот - белые браслеты на запястьях, золотые и серебряные змейки на локотках, гирлянды из пионов, доходящие до пупков... Всё это радует глаз. И, наконец, я вижу полные милости, сладкие сердцу ваши лица. Ваши взгляды внимательно устремлены в сторону движения колесницы. Я способен, глядя в ваши чистые, сияющие глаза ощутить, что вы являетесь верховными наслаждающимися, владыками всего и друзьями всех живых существ.
По щекам у вас бело-бирюзовые бусинки, из-за чего вы больше похожи на разукрашенных маленьких гопалов, пастушков. Чалмы - из тёплых шарфов, т.к. сегодня прохладно. А в верху они покрыты серебряными шалями и белыми бусами, инкрустированными золотыми блестяшками.
13 июня
После трудного вчерашнего экадаши не могу много писать. Мы пребываем в городке Вороны. Могу отметить суперагрессивность комаров. Рядом какое-то озеро, на удивление чистое. Пусть нет особых эмоций, по которым у меня всегда жажда, но соприкасаясь с Нитай Гаурасундарой, я по капельке, но пью нектар вечного наслаждения, так или иначе. Нужно всегда быть спокойным, оценивая привычные мелочи, как милость Кришны. Так всегда легче справляться с отсутствием прилива любви... Окажется тогда, что чуда милости вокруг нас достаточно. Просто мы к нему привыкаем и перестаём ценить.
14 июня
Прошёл ровно месяц падаятры. Эти два дня мы будем в деревне Стасево. Бхакты собираются на харинаму в Витебск. Божества останутся здесь. Мне есть возможность сделать для них больше личного служения, чтобы прийти в чувства.
Только пуджари известно, почему тает его сердце, когда он так старается служить, поглощён своими заботами о божествах. Я внутренне просто млею от счастья, исходящего от Нитай Гаурасундары. Они пробуждают чистую любовь, именно то умонастроение, которое присуще мне изначально. И так я начинаю понимать смысл слов, что понять Кришну можно только в служении ему.
Можно с уверенностью сказать, что без этого служения душа тешит себя лишь иллюзией того, что она понимает бога и божественную науку. Развитие знания - естественно в простом служении Кришне. Его можно специально и не развивать.
Ты понимаешь главное, что ты - слуга, а Кришна - твой наслаждающийся, единственный покровитель, через любовь к которому, оживаешь ты и все окружающие.
15 июня
Идёт дождь. Сегодня - день явления Бхактивиноды тхакура. Пост до полудня... Снова беспокоюсь о завтраке для божеств лично т.к. кухня отказывается их кормить, если бхактам готовить не надо. Некий Степан Степанович, сопровождающий нас бизнесмен, выделяет средства, и я покупаю для божеств свежих огурцов.
Но сделанное блюдо из них, с сахаром, было воспринято в штыки матаджи Индулекхой. Меня поражает принципиальность некоторых людей... Они склонны пренебрегать стараниями окружающих в служении. Я знаю, что это - влияние майи, собственная ограниченность. Сам бываю таким принципиальным, и потом приходится десятки раз раскаиваться.
Нитай Гаурасундара сказочно обворожительны и невольно вызывают сердечные улыбки на лицах бхакт. Лица улыбающихся бхакт, всматривающихся в божества, говорят мне, что Кришна доволен. Если есть недовольные - это не полное поклонение т.к. нет полной славы Кришны. Это - тест. Если нет цветов - не видно и пчёл. Так и, если нет Мадхавы - не видно и собирателей мёда, счастливых бхакт.
Холодно... Божества в пальто... Хотя, богу должно быть не холодно, но такова наша игра с ним, наш повод строить отношения, его милость. Одежды божеств синие, с розовым цветом. Через шею перекинуты чадары... Всё это расшито золотыми узорами цветов и красными лотосами. На головах - неумело мною сделанные чалмы с разными украшениями. Стопы нежно закутаны шарфами. Между Нитаем и Гаурасундарой - огромный букет цветов. Всё это выглядит дорогим из-за божеств.
16 июня
Город Лиозно встретил нас непривычным для лета холодом. Он находился за 17 километров от прошлой стоянки, и мы опять остаёмся на два дня. Лагерь разбили в спортшколе, где бхакты укрылись на втором этаже в хороших условиях. Меня же нельзя было привлечь ничем, кроме стоп Нитай Гаурасундары на улице. Я укутал их ещё теплее и грел их стопы своими руками. Как на зло, калориферы сломались и потому, было очень холодно у божеств.
Я отправился в соседний многоквартирный дом и отремонтировал их, но пришлось немного задержаться, уважить гостеприимных хозяев и перекусить за их столом. Они предложили мне помидоров и огурцов со сметаной. Я сделал салат и предложил Кришне, показав им как просто можно обращаться к богу в обыденной жизни. Такова роль бхакты Кришны. Он должен сделать доступным служение Кришне обычных людей. Такому бхакте всегда рады простые люди, готовы с ним делиться и он делится с ними просто светом привязанности к заботе о Кришне, наполняющим жизнь.
Полагаясь на Кришну, нужно помогать им утвердиться в чувстве, что Кришна нуждается в их служении и примет их даже малое служение с благодарностью. Им важно помочь освоиться. Так должен вести себя бхакта. Иначе как они осмелятся служить Кришне, стесняясь из-за мирского общения? Прасад мы разделили и почтили.
Любой бхакта не будет голодать, идя от двери к двери с просьбой помочь оказать служение Кришне, которое люди могут реально предлагать. Бхакты не хотят его предлагать зачастую, боясь мирского общения, реально не хотят приближать людей к Кришне, приходя к ним. Но в сущности, если не ставить религию критерием, любой человек может быть слугой Кришны.
Если быть искренним и не требовать от людей странных для них норм, они всегда рады помочь и позаботиться о путнике. Если мы будем распространять не бхакти, а индийскую философию и вынуждать людей следовать непонятным обрядам, которые для них не свойственны, то, конечно же, возникнет отторжение. Нужно просто любить. Любовь – не индуистская, не христианская, не мусульманская... Она может быть понятной всем без слов. Это – просто заботиться с искренним желанием хотя бы о нуждах тела. Салат был вкусным и укрепил меня... Я вернулся в колесницу и включил обогреватель для божеств...
Моё сознание жаждет общаться с Кришной. Не хлебом одним сыт человек... Вот, сознание обращается то к Нитаю, то к Гаурасундаре за поддержкой души. Божества наши так прекрасны и питают этим сердце. Без них я слепну в общественной суете и безразличии. Они - посредники между мной и всем на свете. Я перестаю реагировать на всё окружающее и теряюсь, оставаясь даже ненадолго без связи с ними. Только в лучах света, исходящего от их трансцендентных стоп, я готов проповедовать, совершать аскезы, строго следовать принципам, повторять святое имя ради их удовлетворения. Личность бога так спасительна.
Там где нет божеств, где нет прибежища любви к ним, я не хочу быть. Кто-то скажет: «Яшоматинандан Кришна, иди к нам!» Но если я там не могу найти приют чувствам к божествам, то никому от этого не будет лучше.