Глава 14
Я возвещаю, - молвит всеблагий,-
О том, что само по себе светоч ягий,
В чём мудрецы достигали спасенья,
Своего совершенства, ко мне возвращенья.
В знании этом лишь утверждённый
Больше не будет в мире рождённым,
Моей уподобится вечной природе,
Будет духовен при жизни отходе.
Брахмаджиотти - источник рожденья,
Я зачинаю там всех, без сомненья.
Тех, кто хотел стать хозяином мира,
Тех, кого просто навеяла лира.
Знать не мешало бы: мама – природа,
Я же – отец всего, разного рода.
Семя живое даю я, а тело –
Это уж Майи, природы той дело.
Из гун состоит трёх мирская природа:
Тьма, страсть и благость, иллюзии мода.
С майей придя душа в прикосновенье,
В миг обусловится в трёх настроеньях.
Вкус благочестья святит, успокоит,
Радостью и чистотою омоет.
В таком покровительстве ведают счастье,
Знанье проявится этого частью.
Страсть рождена от огромных желаний,
От вожделенья, сын Кунти, и маний.
Так существо всё в работе кармичной,
Стремится лишь к выгоде своей личной.
А темнота, заблуждений порывы -
Следствие гуны невежества, срывы.
Безумство, сон разума, леность и тупость -
Это - совсем уж в развитии скупость.
Лишь в добродетели счастье, покой.
В страсти снедаем надеждой пустой.
Ну а во тьме, как безумец глупейший,
Разум - сам себе враг лишь первейший.
Меж этим борьба, о Арджуна, такая:
То благость во тьму приведёт, побеждая,
То страсть побеждает благость и тьму.
То тьма, побеждая, ведёт не к тому...
Чувства, когда в направлении знанья?
Это - ты в благости, ты без метанья.
В неодолимых стремленьях различных?
Ты возбуждён? То - страсть в тебе лично.
Страданий потоки не можешь сдержать?
Хочешь прекрасное уничтожать?
Мрак и бесцельность? В иллюзиях если?
Ленивый совсем? Ты - во тьме, полный плесни.
Смерть в добродетели - выше планетой.
Кончиться в страсти - к Земле вновь с приветом.
Сдохнуть во тьме - будешь в царстве животном
Или в аду где-то мерзком, блевотном.
Весь результат благочестия чистый.
Выходы страсти - страдания, свисты.
Ну, а в невежестве цель вся негожа,
Вместо лица человека - лишь рожа.
Развито благостью чистое знанье,
Из страсти выходит лишь жадность влиянья,
А тьма порождает безумие только,
Иллюзии может быть в голове столько.
Кто в добродетели - к высшему миру.
В страсти – земного познает он лиру.
Павший в невежество - ад обустроит,
Даже сейчас, как в аду, дух тот воет.
Когда кто-то видит, что всё в гунах этих,
А бога свободным от них заприметил,
Он достигает духовной природы,
Больше в сем мире не хочет он роды.
Когда переходит границы три эти,
Из омута тела уходит при смерти,
От старости, муки болезней, рожденья...
Вкусит духовного он преображенья.
*
Арджуна сказал: О, мой бог, к сожаленью,
Не знаю, узнаю ли тех, кто к спасенью
Поднялся над гунами мира?
Как побеждает иллюзий факиров?
*
Молвил Шри Кришна: Сын Панду, послушай...
В ком просветленье, привязанность, слушай,
И тьма не рождает к себе отвращенья,
Кто не стремится к ним с исчезновеньем,
Кто несгибаем, не обеспокоен,
Кто безучастен, духовно настроен,
Знает, что всё катится гунами теми,
Он вглубь себя зрит, не при дилемме.
Одними глазами - счастье, несчастье,
Земля или золото есть на запястье,
Спокойно желанное и злоключенье,
Уравновешен в любом воплощении.
Что честь, что бесчестье, нахальность, упрёки?
Ото всего он отвлёкся, далёкий.
Вражды не питает и дружбы нет тоже,
Над гунами он подниматься так может.
Кто посвящает себя целиком
Служению бхакти, не шаток при том,
Он, сразу сказать, не у майи в полоне,
На уровне брахмана он, в унисоне.
Я же - основа брахмаджиотти,
Бессмертного, вечного, над месивом плоти,
Который - конечное светлое счастье
И изначальная радость причастия.