Глава 6
Не привязанный к действиям тела, –
Кришна молвит, – он выполнит дело...
Он, поистине - мистик, аскет...
А не тот, кто на всё скажет нет.
Карма-йога и путь отреченья –
Все имеют единую цель.
О, сын Панду, без чувств отделенья
Ты зацепишься, сядешь на мель.
И считают, что для неофита
В пранаяме есть только удел.
Для достигших высот всё открыто...
Нет мирского, нет каверзных дел.
На ступени высокой всей йоги
Просто нет уже внутренних пут,
Матерьяльных. Он помнит о боге,
Совершая мерный свой труд.
Ум и друг души грешной, и враг той.
Враг тому, кто не смог победить...
Другом будет тому, кто диктатом
Пренебрёг его, чтоб с богом быть.
Он всегда погружён в параматму.
Он спокоен. Нет толку дразнить...
Скорбью, радостью, честью, бесчестьем,
Жаром, холодом с мыслей не сбить.
Йогой занятый не обеспокоен.
Он доволен с позиций души
Тем, что понял и как он устроен...
Мистик. Мысли его хороши.
Он не видит различия между
Камнем, золотом, галькой. Тому
Есть причина – духовность безбрежна...
Он владеет собой потому.
Он поднялся в познании выше,
Если ум научился ценить
Одинаково праведных риши,
Грешных тех, кто зло хочет творить,
Благодетелей, любящих сладко
И завистливых, глупых людей,
Люд нейтральный, напарников ратных –
Лишь иллюзия разных мастей...
Трансцендентен, живя в одиночку,
Чувства собственных нету вещиц,
Контролируя ум, оболочку,
Тело бросил пред истиной ниц.
Пусть он душу, свой ум, своё тело
Вовлекает, трансценденталист,
В отношения вечные смело...
Так останется счастлив и чист.
Для занятия йогой, в траве
Постели лишь оленью шкуру,
Ты от мира вдали, налегке
Отойди от иллюзии хмурой.
Ни высоко, ни низко, святое
Место мягкою тканью покрыв,
Там устойчиво сядь, чтоб с тобою
Дискомфорта не вышел надрыв.
Погрузившись в великую йогу,
Не смыкай своих век, взгляд расслабь...
Ощути себя внутренне с богом...
Это виденье больше не грабь...
Тело, шею, главу вертикально
Поровняй и спокойно сиди.
Ко всему пребывай ты нейтрально,
Беспокойства свои победи.
Майя сердце застит суетою –
Ты на мне средоточь свою мысль.
В сердце я пребываю с душою,
Ты ко мне всей душой обернись.
Контролируя действия тела,
И свой ум, йоги-мистик войдёт
В царство бога за правое дело,
Потому что меня познаёт.
Если мало он ест, то не может
Стать он йогом, Арджуна, и жить.
Точно также и много негоже
Для него будет есть или пить.
Соблюдая режимы работы,
Сна, еды и свободных минут,
Облегчит муки все и заботы,
Йогой освободится от пут.
Он владеет умом, обуздавши,
В том процессе поднялся он так
До духовного света, узнавши
Всю свободу от майи атак.
Как светильник в безветренном месте,
Не колеблется пламя огня,
Так и ум йоги стоек, на месте...
Взор весь в сущность души и меня.
В совершенстве, на стадии транса,
Отвлечён он от всей суеты...
На ступени самадхи - все шансы
Обрести наслажденье святым.
В своей сущности черпает радость,
Безграничное счастье любви,
Через чувства духовные сладость
Ощущает, расправив брови.
И, достигнув такого предела,
Никогда не уклонится он.
Уяснил, что нет правильней дела,
Нет свободней. Без смысла закон.
Не подвержен тогда потрясеньям...
В гуще бедствий он молодцом...
Не поддался он поползновеньям
Кобр чувств, да с умом-подлецом.
Занимайся же йогою с верой!
Есть решение? Не отклонись!
Принимай ради этого меры,
От мирского пути откажись.
Шаг за шагом, иди постепенно,
Чтобы с помощью разума в транс
Мог войти с верою ты блаженно –
Что в душе весь великий экстаз.
Убегающий ум, по природе
Неустойчивый, скользкий умок,
Возвращать под контроль будь угоден,
Будь умом от мирского далёк.
За пределами страсти, в сознании,
Йог тождественность чувствует всю
Со всевышним, и ум его в знании,
В трансцендентного счастья краю.
Достижение этого блага
Йогу сам я собою дарю.
Без меня не поймёт, бедолага,
Не узрит то, что я говорю.
Видит часть меня йог сей повсюду,
Видит части все только во мне.
И всегда я в глазах его буду,
Хотя совместимы не все.
Для того, кто везде меня видит,
Я не буду потерян нигде.
Вот когда царство божье придет...
Ты увидишь иллюзия где...
Совершенным является йогом,
Кто, сравнив всех с душою своей,
Видит равенство всех их пред богом
В счастье, в горе, Арджуна, узри!
*
Молвил лучник: О Мадхусудана!
Что за практику ты описал?
Беспокоится ум непрестанно...
Вряд ли я таким йогом бы стал.
Неустойчив, неистов, упрямый...
Ум, увы, меня, Кришна, сильней,
Словно ветер яростный самый…
Как же я подчиню его, эй? –
*
Сильнорукий сын Кунти, да, трудно, –
Молвил Кришна, – ум обуздать,
Но возможно, коль ежесекундно
Его виденьем тем занимать.
Я считаю, коль ум твой обуздан,
Ты добьёшься успеха душой,
А тому, кто в уме всё ж разнуздан,
Тяжкий труд эта йога, пустой.
*
Об упадке Арджуна подумал...
Очень часто провал он видал.
Сомневаясь, смутив свои думы
О гарантиях он вопрошал...
Так скажи же, Шри Кришна, что будет,
Коль в итоге усилий упал,
От мирского ума своего блудит,
Тот, кто верил и бога искал?
Ты скажи, Кришна, о сильнорукий,
Разве он не лишаем всего?
Ни духовно и ни материально...
Не обрёл за усилья с того...
Как ветра в небесах разрывают,
Собирающиеся облака.
Посвящённые в йогу теряют
Может также свои все блага?
И никто без тебя не рассеет
Мне сомненья. Прошу, помоги!
Если йог-неудачник ступеет,
Что поможет? Что будет благим?
*
И верховная молвила личность:
Друг мой, зло не повержет добро,
Благодетельна всякая личность,
Хоть иллюзия скрыла хитро.
На планетах богов побывавши,
Неудачливый явится снова,
Человеком в семье такой ставши,
Где достаток, покой есть под кровом.
Или он, неудачу позная,
Вновь родится в семье мудреца.
Но такое так редко бывает,
Стать ребёнком такого отца...
Но, родившись, святое ученье
Возрождает и хочет идти
По нём дальше, внимать наставленьям,
О Арджуна, к успеху прийти.
Так сознанием жизни прошедшей
Привлекается он сам собой.
Выше правил... Он – йог, к богу шедший –
Сразу уровень мыслей святой...
Будь Арджуна спокоен за это.
Ведь при всех обстоятельствах йог
Лучше гьяни, карми и аскетов,
Потому что считает, всё - бог.
Из них тот, кто с великою верой
Служит мне и взлетев, и на дне,
В мыслях чувственно любит безмерно –
Тот достиг совершенства во мне.
Он теснее всех связан со мною,
На ступени последней пути.
Так я думаю, так и открою,
Как ко мне может бхакта прийти.