Глава 7
Верховная личность бога произносил серьёзно и строго:
Как в занятиях йога познать духовного много,
Ты, Притхи сын, послушай, очистятся в слушании уши,
Меня осознав, устремившись, сомненья забыв, отцепившись.
Я возвещу тебе знанье, святое образованье,
Чувств ли идти познаньем, разума ли жить стяжаньем.
Оба предмета даются, как мысли к всевышнему вьются.
Что же ещё постигать? Нечего больше искать.
Из многих тысяч людей - один только не лицедей,
Стремится один к совершенству, святому такому блаженству,
А из достигших его же, едва ли один знает тоже,
Воистину знает меня же, едва ли один знает даже.
Земля, воздух, эфир, ум - стихии, известные миру.
Огонь, разум, ложное эго – энергии всевышнего.
Энергии те материальны – временны, но реальны.
Все объединения тленны. Слова мои откровенны.
Помимо таких есть другая, энергия живая,
Включает падшие души, иллюзии временной служит.
Им предоставлена майя, мир собачьего лая,
Возможности есть наслаждаться, рождаться, рождаться, рождаться…
Все сотворённые будут из якобы только лишь блуда.
Но точно, определённо узнай то, что так потаённо:
Я есть начало такого, конец, середина любого...
Всё материальное всюду, всё, что духовно – я буду.
Как нанизанный жемчуг на нить, весь мир на себя смог навить.
Пронизано всё мной незримо. И всё только мной покоримо...
Нет истины выше, чем я... Я - бог, сверхдуша светлая.
Во всех элементах творенья присутствие есть и значенье.
*
Я – вкус воды и звук в эфире,
Свет солнца, «Ом» слог, свет луны,
Талант людей повсюду в мире,
Моя энергия, гуны...
Я – жар огня и жизнь живущих,
Я – аромат святой земли,
Тапасья всех аскетов сущих,
Даю энергию я им...
Я – разум тех, кто очень мудрый,
Могучих сила я царей,
И разрушенья гнев я Рудры.
Но, ты Арджуна, не робей...
Я – секс божественный и чуткий,
Без принуждения вкус играть...
Я – воздержанье тех, кто жуткий.
Могу лишь я их удержать...
Ты знай, что страсть, и тьма, и благость,
Все состоянья бытия –
Мои энергии, но в рабость
Я не вхожу к ним... Бог их - я...
Сражённый рабствами пустыми,
Весь мир не познаёт меня,
Что повелитель я над ними,
Природы гунами тремя...
Преодолеть такую майю
Трёх гун – тяжёлый, вечный труд.
Но тем, кого я принимаю,
Легко выпутываться с пут.
Лишь только глупые невежды
С природой демонов плюют
Из-за иллюзии в надежды,
Тех, кто таким путём идут.
В беде, кому нужны богатства,
Кто любознателен и мудр,
Идёт ко мне, вступая в братства
Брахманов, вайшьей, кшатрий, шудр.
Из них мудрец в серьёзном знанье,
Считаю, лучший, посему...
Соединён со мною пониманьем,
Он дорог мне, а я ему.
Все бхакты вместе благородны,
Но тот, кто сознаёт меня,
Дороже мне, в любви угодный,
Сознанием любовь храня.
*
После многих смертей и рождений
Посвящается эта душа,
Как причине причин всех явлений,
Мне, в смирении сердца дрожа.
По себе избрав путь поклоненья,
Поклоняются полубогам
Те, чей разум похищен стремленьем
К сну души, материальным плодам.
В сердце каждого я, параматма,
Если кто-то идёт к тем богам,
Чтобы он посвятился отрадно,
Я ему всю уверенность дам.
Наделённый такой моей верой,
Получает он много плодов,
Всё, что хочет, но знай: всею мерой
Этих благ я владею богов.
Скудоумные, знали бы сами
Преходящесть вторичных даров.
Все блага те прейдут с господами,
Ненадолго их благостный кров.
А глупейшие думают: Кришна
Был безличным и принял вид вновь.
Далеки в понимании, книжно
Знают что-то в пределах оков.
Никогда не являюсь пред теми,
Кто глупы, оскорбительны так.
Всей иллюзией, силами всеми
Я скрываю от них суть всех благ.
Нерождённый я, непогрешимый,
Всех существ знаю и все пути.
Знаю прошлое и предрешимое,
И сейчас, где и кто что творит...
Но меня не познавши никто...
Все в неведенье что-то пророчат...
То для них негодяй, то святой...
Двойственность ум в иллюзии клочит.
Совершая святые дела,
Запретив себе занятость в глупом,
Отдают душу мне, и тела
Посвящают, свободные духом.
Страх старенья и смерти таких
Заставляет стремиться ко мне.
Без терзаний пустой суеты
Всё в духовной поймут стороне.
Те, кто знает, что только всевышний -
Принцип жизни, их полубогов,
Осознают, из тела как вышли,
Вот – источник! Вот он каков!