.1. Индра, Брахма, Ямараджа и другие полубоги, это не личности, а должности. Когда нынешнего Ямараджа сослали в ссылку на эту планету, его замещал другой полубог. Индра так же нередко оказывается не на месте. Но люди выражают почтение Индре точно так же, как они склонны почитать президента страны, хотя он меняется всякий раз. Тот, кому они выражают почтение, со временем теряет пост и ему, как бывшему уже не оказывают того почтения. Поэтому суть выражения почтения богам – это выражение почтения должностям, а не личностям, выполняющим роли этих богов.
«Пока Видура, проклятый Mандуки муни, играл роль шудры, Арйама замещал его на посту Ямараджи, наказывая тех, кто совершил грехи.»
.3. Это описано в Бхагаватам. Описано кто кого и когда сменяет. Те, кто заслуживают своим благочестием, могут стать Индрой. Т.е выражение почтения полубогам - это выражение почтения себе подобным, только отслужившимся, а затем выдохнувшимся до того же состояния, что и обычные смертные. Фактически мы просто обманываемся их должностями, когда поклоняемся тем или иным богам. И тот, кто может игнорировать должности, тот на самом деле проявляет готовность к устойчивому Кришна-бхакти личности божества, куда бы она не направилась после оставления поста. Т.е. почитать пастушка Кришну, когда он не проявляет могущества бога и просто дурачится – это чистое Кришна-бхакти. А уважать его только в моменты демонстрации мудрости и власти - это нечистое Кришна-бхакти, служение должности, маске.
.4. Проповедники обычно говорят выражать почтение богу, потому что он всевышний. Но даже в рамках полубогов отлично видно, что относительно всевышний Брахма, теряя свой пост, уже перестаёт что-то значить. Ранее он был относительно всевышним, а в какой-то момент вдруг выясняется, что он уже не всевышний. И подобные поклонники Брахмы вынуждены его отвергнуть на основании своей же веры в выражение почтения всевышнему. Так, выражение почтения богу не является чистой бхакти. Это – корыстная бхакти. Бхакта должен осознать это, если он хочет продвигаться за пределы телесных отношений…
.5. Я всегда думал, что если бы Кришну или Христа не представляли как бога, не ставили бы на эту должность, почитателей их было бы гораздо меньше. Не предлагай они спасения, мало кто бы почитал их серьёзно. Это говорит о том, что люди почитают должности, а не личности. И это - не истинная бхакти и любовь. Где во главу угла ставится могущество, благоговение перед богом, это - преходящее служение кому-либо. Потеряй такой бог должность, о нём забудут и будут почитать следующего. Так и с гуру. Если гуру теряет должностные качества саньясы или податливости системе, его оставляют все так называемые поклонники. Такое при мне было не раз. Я видел, что люди отворачивались от гуру, стоило ему стать семейным, нарушив саньясу. Т.е. обычные неофиты почитают лишь должности, а не личности. Поэтому в их общинах всё имперсоналистично и неприятно для чистого бхакты Кришны.
.6. Конечно, полубоги живут долго. В этой связи, почитая божественные возможности Брахмы, Шивы и Вишну, мы в общем выражаем почтение единому богу в виде вселенской формы, в части которой вхожи разные существа, частицы бога на должности полубогов. Это Бхагаватам называет косвенным поклонением богу, предназначенным для тех, кто не имеет вкуса к непосредственным отношениям с Кришной. Я уже объяснял, что всевышний контролирует множественные свои проявления власти, но при случае он позволяет другому существу временно играть роль его представителя. Все эти должности – особые, разноуровневые по качеству, ипостаси вселенской формы бога.
.7. Точно так же в духовном мире, бог управляет всеми формами, отчего и берёт своё начало имперсонализм, т.е. представление о том, что все – это он один. Но есть нюанс. Когда мы готовы, мы возвращаемся в придерживаемые богом наши формы и тогда все – это мы, а не одно существо. И то и другое имеет место быть в разных ситуациях. В материальном мире, если нет достойного существа на трон Брахмы или Шивы, бог сам играет эти роли и тогда многие выражают почтение им, как единому. Этот факт имеет место быть. И тем не менее, привязанные к Кришне, не сближаются с другими формами бога, даже если он сам играет ими. Радхарани не стала танцевать с Васудева Кришной. Однако, когда Кришна превратился в телят и пастушков, похищенных Брахмой, их любили точно так же, как и Кришну. Поймите эти тончайшие истины, если достойны.
.8. Занимающие должности богов меняются, а модель почитания должности, как божественной, остаётся т.к. это – вселенская форма бога. Кришна-бхакта не склонен почитать вселенскую форму бога т.к. это безлично в конце-концов. Он обращается к её источнику. Другие же предпочитают выражение почтения ей, в конечном счёте никому лично. Выражение почтения вселенской форме – предпочтительнее для материалистичных верующих. Почитатели гуру, полубогов – это такие вот имперсоналистические поклонники. И стоит гуру и полубогу пасть, те перестают их почитать… Такова суть этого уровня духовного развития. Если вас почитают лишь за то, что вы гуру, значит вас не почитают. Только время покажет вам это.
.9. Чистая бхакти предполагает почитание личности не смотря на её падения с уровня бога. Развитию этого весьма способствует поведение Кришны, который на благо своих последователей избегает проявлять своё могущество и стремится создать атмосферу равенства. В присутствии Кришны человек впервые начинает осознавать что такое личностное выражение почтения. Бог Кришна или не бог становится уже не важно, т.к. любовь к нему на столько прекрасна, что его бхакты готовы терпеть его отнюдь небожественные выходки. Полубоги же на такое не способны. И соответственно, поклонники полубогов - подавно.
.10. Кришна - объект выражения почтения Шивы, а Шива - объект почтения Кришны. Они очень дороги друг другу, т.к. их энергия взаимосвязана. Не смотря на то, что Кришна может почитать Шиву, сам Шива признаёт, что Кришна - его источник. И наоборот. Когда самый могущественный это говорит подчинённому, мы должны понять, что им движет бескорыстная любовь, ватсалья-бхава. Иногда отец позволяет сыну взобраться ему на плечи. Это не значит, что сын выше отца, но отцу доставляет отеческую радость то, что у него сын на плечах.
.11. Последователи Шивы и Кришны могут сколько угодно спорить кто из них отец, а кто сын, нам же важно учесть, что с потерей должностей все эти личности резко теряют всякий авторитет для подобных фанатиков. Они почитают лишь должности. Не стоит придавать особого значения таким отношениям. Когда Ямарадж стал Видурой, прежде нагонявший на всех благоговейный страх бог смерти оказался не у дел, он потерял соответственное почтение. Ещё бы, он стал сыном служанки.
.12. Точно так же Кришна, будучи проказником во Вриндаване, вызвал недоверие Брахмы и Индры. Они не желали признавать его с почтением. Вот почему это не является чистой бхакти. Благодаря этому мы можем себе представить, как ничтожна вера, основанная на могуществе бога или почитании вселенского воплощения бога. Она пропитана недоверием к самому же богу, как к личности, раз ей нужно подтверждение в виде могущества, что ограничивает личность божества. Поклонники с такой верой не интересны высшим существам и те советуют оставить все такие религии основанные на страхе перед чинами.