.1. На самом деле бхакте не нужно объяснять чем Кришна отличается от Кришны. Он это чувствует сам. Например, Шримати Радхарани, увидевшись с Кришной на Курукшетре, не захотела с ним оставаться. Она поняла, что ей нужен другой Кришна, тот, который будет не принцем и воином, а простым деревенским парнем. Что говорить об отличиях брахмаджиотти или аспекта сверхдуши от проявления бхагавана? Но бывают вот такие объяснения…
«Иногда не очень разумные ученые допускают ошибку, полагая, что Кришна Вриндавана и Кришна, участвовавший в битве на Курукшетре, - разные личности. Но Бхишмадева был полностью свободен от этой ложной концепции. Даже целью, к которой стремится имперсоналист, является Кришна в форме безличного джиотти, и цель йогов - параматма - это тоже Кришна. Кришна – это и брахмаджиотти, и распределённая сверхдуша, но в аспекте сверхдуши или в брахмаджиотти нет Кришны или сладостных взаимоотношений с ним.»
.3. Опять слова «не очень разумные люди» в обвинениях Прабхупады. Утверждение, что Кришна и есть сверхдуша, сплошь и рядом. Так же встречается утверждение, что Кришна есть всё.
"ШБ 11.16. 37. Я - форма, вкус, аромат, прикосновение и звук; ложное эго; махат-таттва; земля, вода, огонь, воздух и эфир; живое существо; материальная природа; гуны благости, страсти и невежества; и трансцендентальный всевышний. Все эти вещи вместе со знанием их индивидуальных отличительных признаков и устойчивым убеждением, что приходит из этого знания, представляют меня."
.4. Эти все вещи только представляют Кришну частично, в том числе и сверхдуша. Однако, говорят, что в сердце бхакты сам Кришна, а не сверхдуша. Просто способности любви бхакты позволяют личное общение и потому, через сверхдушу бхакта видит Кришну всюду. Но, чтобы сверхдуша стала проявлять Кришну, нужно, чтобы был определённый образ Рупа-виласа качеств в сердце, а не абстракция всего и вся. И вот почему…
.5. "ШБ 7.14. 38. О царь Юдхиштхира, сверхдуша в каждом теле дает разум индивидуальной душе в соответствии с его способностями к пониманию. Поэтому сверхдуша является хозяином в теле. Сверхдуша проявляется для индивидуальной души в соответствии с его индивидуальным развитием знания, аскетизма, покаяния и так далее."
.6. Поэтому, сверхдуша, в основном, не действует как Кришна, а совсем наоборот, как майя. Она даёт забвение о индивидуальных отношениях с Кришной.
.7. "ШБ 11.3. 4. Сверхдуша входит в материальные тела сотворенных существ, деятельность ума и чувств, и таким образом заставляет обусловленные души приближаться к трем гунам материальной природы для кармических наслаждений."
.8. Поэтому, по качеству влияния мы можем различать, где в сердце Кришна, а где его представители, предназначенные для совсем других функций. Скорее, при помощи сверхдуха Кришна всё тестирует и к тем, кто готов, открывается больше, уже как Рупа-виласа, игровое воплощение. Чтобы проиллюстрировать отношение к сверхдуше бхакт во Врадже, можно вспомнить, как Кришна принял форму Вишну, желая подшутить над гопи. Они поклонились ему и спросили, где Кришна.
.9. Кришна-бхакты не хотят заострять внимание на других проявлениях Кришны. Они целиком примыкают к определённой его форме, даже если это некий возраст одного и того же воплощения и может показаться, что им безразличны все остальные. Однако это не так. Просто никто не может вместить всё, что есть Кришна. Это невозможно. От чего-то надо отмежёвываться ради качества того, что нам действительно суждено и доступно для понимания. Так Кришна для нас может отличаться от Кришны для других. Бог один, но он разный для разных.
.10. Итак, Кришна тождественен параматме, но она не функционирует как Кришна при обычных условиях. Следовательно, это может быть и не Кришна. Интересно, что мнение о том, что Кришна во Вриндаване был один, а в Двараке другой, представлено в самом Бхагаватам. Эта подмена произошла с ним, когда Акрура остановился у Ямуны и Кришна вошёл искупаться. Точно так же Васудева нёс Кришну после его рождения и Кришна осуществил замену на Вриндаванского Кришну в Ямуне. Эти подробности есть в произведениях Рупы госвами и Бхактивинода тхакура. Раньше я этого не понимал, но теперь ясно, что имеется в виду.
.11. Форма тела влияет ведь на его функции. Например, очевидно, что во взрослом теле ты не станешь бегать и озорничать, как маленький. Хотя, в детстве мы были именно такими, во взрослом состоянии, мы можем сказать, что это - две разные жизни одного и того же человека. Сложно такое понять, но в жизни каждого бывает момент, когда ты вспоминаешь детство и думаешь: "Неужели это был я?"
.12. По своим функциям в детстве и сейчас мы сильно отличаемся. Я в детстве не мог бы так рассуждать и вообще интересоваться всем этим. Теперь я не могу долго играть и развлекаться. Это - какой-то другой я. Другая форма. Это очевидно. Она работает по- другому. Я, перевоплотился в новое тело. Точно так же и с Кришной. Хотя он тот же в любом случае, он снижает процентовку себя в Двараке или Матхуре. Это - считается другим воплощением. Все эти рассуждения сводятся к одному. Кришна хоть и является всем, у него свои личные особенности и бхакта имеет право не особо признавать другие проявления, если ему дороги эти особенности Кришны.
.13. Итак, существует два объяснения. Одно утверждает, что форма тела всевышнего изменилась, а Кришна был тем же, только вынужденный действовать по другому. И тогда это намекает на переселение душ, которому подвергается Кришна. А второе утверждает, что все экспансии и формы существуют вечно, появляясь в нужный момент по желанию Кришны. Одна экспансия танцует, а другая наказывает демонов, одна маленькая, а другая взрослая... Для нас эти подмены незаметны. Я более склонен ко второй, вопреки мнению Прабхупады. Т.е. явленный на нашей планете Кришна, как минимум был с двойником, а как максимум подключал тысячи других Кришн из других миров.